"Россия, несомненно, считает энергетический сектор важнейшим активом национальной безопасности", – заявил Дэвид Сэмпсон, заместитель министра торговли США.
Крупнейший в мире производитель газа и второй по величине экспортер нефти, Россия является самым богатым топливом членом G8, и она сделала энергетическую безопасность главной темой своего первого председательства в клубе в этом году.
Но год Москвы начался со спора о ценах с соседней Украиной, а это разбирательство привело к кратковременному спаду газового экспорта в Европу. Впервые за четыре десятилетия возникли сомнения в надежности поставщика, ответственного за четверть объемов потребляемого Европой газа.
Конфликт разгорелся на фоне неуклонного ужесточения кремлевского контроля над крупными энергетическими компаниями, который порой сопровождает вытеснение игроков частного сектора и иностранных инвесторов.
Несмотря не резкую критику со стороны западных столиц, Москва остается непреклонной.
"Хотелось бы верить, что идет процесс обучения, но время покажет", – заявил министр энергетики США Сэм Бодман.
Бодман и его коллеги на этой неделе приехали в Москву со сравнительно скромными целями, не такими, как несколько лет назад, когда Вашингтон рассчитывал на широкое энергетическое партнерство с Москвой. По словам Бодмана, речь идет о развитии проекта освоения Штокмановского месторождения стоимостью 15 млрд долларов, который принесет сжиженный российский газ на американский рынок; о расширении в России нефтепровода, по которому поступает нефть в рамках проекта Chevron Corp. в Казахстане; о принятии новых законов, проясняющих правила иностранного инвестирования в сырьевые отрасли России.
Если не считать словесных заверений российского президента Владимира Путина о прогрессе по Штокмановскому проекту и долгожданных изменениях законодательства, американские чиновники мало чего добились.
"Я не очень ценю обещания, я ценю реальность", – сказал Бодман.
Если на предложения США Россия ответила хоть что-то обнадеживающее, то европейские чиновники натолкнулись практически на категорический отказ.
Встревоженные январским сбоем поставок, представители Европейского союза возобновили призывы к России либерализовать доступ к сети трубопроводов, контролируемой государственной монополией "Газпром".
Кроме того, ЕС призвал Россию к ратификации Энергетической хартии – договора, устанавливающего правила в таких сферах, как доступ к трубопроводам третьей стороны и транзитные обязательства, который Россия подписала, но не ратифицировала.
Ожидалось, что председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу вновь поднимет эти вопросы на встрече с Путиным в пятницу.
Пока сигналы с российской стороны не отвечают чаяниям Евросоюза. На этой неделе российский министр энергетики похоронил надежды на либерализованный доступ к экспортным трубам "Газпрома". Чиновники неоднократно заявляли, что не хотят, чтобы российские компании конкурировали на экспортных рынках, так как это может сбить цены на российский газ. Российские представители власти не проявляют интереса и к Энергетической хартии.
"Где были голоса в поддержку рынка в январе?" – заявил в понедельник заместитель генерального директора "Газпрома" Александр Медведев, подразумевая, что Украина должна была стать объектом международной критики за отбор российского газа, отправленного европейским потребителям, из экспортного трубопровода, проходящего по ее территории.
"Газпром" утверждает, что всего лишь пытался заставить Украину отказаться от права платить за российский газ меньше рыночной цены. Компания отрицает желание использовать отключение газа для наказания прозападного правительства в Киеве.
Отвергая попытки Запада "пугать "Газпромом" маленьких детей", Медведев заявил, что "январские события не поставили под сомнение энергетическую безопасность, а укрепили ее".
Он добавил, что попытки обеспечить надежность энергетических поставок должны сопровождаться шагами по обеспечению "надежности спроса", например, предоставлением "Газпрому" возможности инвестировать в распределение и продажу своего газа в Европе. Это вызвало в Европе опасения, что либерализация энергетических рынков сделает континент уязвимым перед могущественными производственными монополиями вроде "Газпрома".
Российские чиновники вплоть до Путина в четверг выступали за более широкое использование долгосрочных контрактов на поставки, особенно для газовой отрасли, где, как утверждает "Газпром", такие контракты жизненно важны, учитывая необходимость крупных инвестиций в месторождения и трубопроводы.
Однако представители Запада утверждают, что рыночные решения обеспечивают больше надежности и гибкости, и неоднократно блокировали попытки России вписать одобрение идеи долгосрочных контрактов в совместные документы G8.
Сферой, где у США и России нашлось больше общих точек, была атомная энергетика, которую обе страны считают важным источником энергии в ближайшие десятилетия. Москва и Вашингтон предлагают международные меры по обеспечению ядерным топливом развивающихся стран посредством такой схемы, которая минимизирует риск распространения ядерного оружия.
Реакция на американскую инициативу "пока благожелательная", отметил Бодман. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)