В Архангельске в ночь на вторник произошла трагедия, сравнимая со взрывом поезда в московском метро и обрушением столичного "Трансвааль-парка"
НТВ
В Архангельске в ночь на вторник произошла трагедия, сравнимая со взрывом поезда в московском метро и обрушением столичного "Трансвааль-парка". К утру число жертв взрыва газа в жилом доме достигло 50 человек. (Имена погибших). И хотя уголовное дело возбуждено по статье "Причинение смерти по неосторожности", правоохранительные органы не опровергают версию о теракте. Уже известно о задержании 2 подозреваемых в причастности к взрыву.

Как заявил заместитель областного прокурора Юрий Шперлинг, "мы не исключаем версии теракта", поскольку в этом доме живут работники милиции, в том числе и воевавшие в Чечне. Ну а кроме того, городские службы предотвратили в эту ночь аналогичную утечку газа еще в двух домах Архангельска. "Известиям" удалось найти целую семью, жившую в квартире на 9-м этаже рухнувшего подъезда и спасшуюся лишь чудом.

Точно установлено пока только одно - скопившегося в подъезде между вторым и третьим этажами примерно 1 кг бытового газа (метана), эквивалентного 10 кг тротила, оказалось более чем достаточно для того, чтобы весь пролет с прилегающими квартирами сложился как карточный домик.

"Я очнулась, когда летела с 9-го этажа"

"Известиям" удалось найти женщину, которая жила в квартире на 9-м этаже рухнувшего подъезда. Она, ее муж и 8-летний сын чудом остались живы. Семья Курочкиных проживала в квартире номер 186.

- Первое мое ощущение - я лечу... Потом уже я поняла, что проснулась, когда летела с 9-го этажа. Затем услышала взрыв - и поняла, что нахожусь под грудой чего-то очень темного и тяжелого, но почему-то плиты сложились надо мной домиком. Я попробовала шевельнуться, осознала, что жива. Выплюнула то, что попало в рот... - глаза Анны Курочкиной наполняются слезами. Дрожащей рукой в ссадинах, в которой комкает смятый платочек, она утирает глаза.

- Увидела, что лежу на улице. В оказавшееся надо мной окошечко я разглядела небо и услышала, что откуда-то из глубины кричит мой муж: "Аня! Аня!" Я кричу ему в ответ, что я здесь... Он мне кричит, что ему придавило ногу и он не может выпутаться. Тогда я стала шевелиться и наконец выбралась через окошечко наружу. Я была в одной ночной рубашке, но холода не чувствовала. Потом нашла мужа - его придавило спинкой кровати, на которую упали какие-то балки.

И говорю ему: Вадик, подожди, я дойду до свекрови, переоденусь (она живет в четвертом подъезде, в нескольких шагах от нашего). Затем мы спустились с нею вместе и попытались отодвинуть то, что на нем было, - не получилось. После подошли спасатели, стали вытаскивать его. Но у меня же еще ребенок!

Мы стали искать его внизу - шарили, кричали, и вдруг откуда-то сверху донесся крик: "Мама, мне холодно!" Артем, стоящий в одних трусах, кричит с девятого этажа - его комната уцелела. Представьте себе, каково это выйти из комнаты, за которой ничего нет, просто черный провал! - а там должны были быть папа и мама. Пока спасатели поднимали лестницу, я уговаривала его не двигаться, чтобы не упал вниз. Мы увиделись в машине "скорой помощи", он совершенно не пострадал... Что я теперь буду делать? У меня нет квартиры. У меня не осталось ничего - ни денег, ни вещей... Будем объединяться с другими пострадавшими и требовать нормального жилья. Мы же не виноваты в том, что случилось... Боже, Боже!..

Жуткую картину, произошедшую, когда жильцы 36 квартир спали, все очевидцы трагедии рисуют одними красками

- Я проснулась от страшного грохота и от того, что на меня посыпались стекла, - рассказывает Светлана Ошкачакова, жительница одного из соседних домов. - Услышала какой-то вой и уже потом поняла, что это истошно плакали дети на улице. Мой сын (ему 16 лет, он в эту ночь не спал, играл на компьютере) сказал мне, что сначала было зарево, затем взрыв и - полдома отвалилось. У нас взрывной волной выбило стекла и входные двери, сорвало нижний замок.

- Я на компьютере ночью работал, вышел в киоск сигарет купить, - говорит Игорь Иноев. - Взял сигареты, деньги кладу в карман - и в этот момент меня что-то словно сорвало с ног. Дальше я ничего не помню. Очнулся я под балконом соседней девятиэтажки, напротив киоска - оказалось, что меня пронесло метров пятнадцать. За мной выбежала любимая - вся в слезах. Я говорю: "Юлька, ты что?" А она мне кричит: "Теракт! Теракт!" И мы повели друг друга домой...

Свидетели рассказывают, что никакой паники не было, более того, не дожидаясь спасателей, люди стали оказывать друг другу первую помощь.

- В три часа ночи я подъезжал к своему дому на машине, - говорит Александр Балан. - Вдруг - яркая вспышка, потом посыпались стекла, лопнули фонари. Я обернулся и еще успел увидеть, как обваливается подъезд - и сразу бросился туда. Навстречу бежал мужчина в нижнем белье, на руках он нес ребенка. Под обломками я почти сразу же нашел двух детей. Ребята находились за перегородкой стены, дверь была просто завалена. Я вытащил их и по цепочке передал вниз. Потом увидел ногу женщины, торчащую из остатков стены, начал разгребать камни и мусор. Слава богу, завалена она была не очень сильно, и я смог вытащить ее самостоятельно. У женщины был перелом правой руки и разбитая голова. Было ли страшно? Очень. А вдруг снова что-нибудь рванет? А вдруг обвалится стена?

- Здесь у меня жил друг, - стоящая за оцеплением девушка показывает рукой туда, где была дверь в разрушенный подъезд. - Мы дружим со школы. Витя - мой самый близкий друг. Я стою здесь с четырех утра. Мама скоро принесет мне термос. Но я не хочу есть. Мне просто холодно. Мы будем стоять и никуда не уйдем, пока не узнаем, что с ним...

"В доме жили ребята, которым и раньше угрожали, потому что они воевали в Чечне"

В таком же положении - еще 36 семей крайнего подъезда девятиэтажки N120 по проспекту Советских Космонавтов, в котором проживали 72 человека. Подъезда больше нет. На его месте - груда камня, металла, стекла. В комнатах, соседних с рухнувшим подъездом, сохранились полы, но нет стен.

Там оторванная батарея, там перевернутое кресло, обломки шкафа, торчащие трубы. Оперативный штаб расположился напротив взорванного дома, в детском саду "Поморочка". Здесь же временно размещены те, кто остался без жилья. Тут не протолкнуться от людей - с потерянными лицами они обращаются к первому встречному: где искать сына, дочь, мать. На первом этаже психологи работают с пострадавшими, на лицах психологов - слезы.

- У всех был сильнейший шок, - говорит психолог Управления по борьбе с оргпреступностью УВД Архангельской области Елена Штогрина. - Покидая дом, люди не видели жертв, но ощущали, что количество погибших велико, и боялись спрашивать у нас подробности. Одну бабушку нам пришлось изолировать насильно, чтобы не вызывала у людей вторичного стресса: она говорила, что дом милицейский, что в нем жили ребята, которые были в Чечне, что им и раньше угрожали, что это теракт.

На втором этаже "Поморочки" - регистрация пострадавших. Специалисты паспортно-визовой службы составляют списки жильцов разрушенного подъезда. В соседней комнате - экстренное совещание руководителей аварийных и спасательных служб.

"Рассматривается вариант диверсии"

Между тем изолированная бабушка была совершенно права: в разрушенном доме действительно жили сотрудники милиции, некоторые из них на самом деле бывали в чеченских командировках. Это подтвердили "Известиям" и в УВД Архангельской области - правда, с оговорками.

- Слухи о том, что дом заселен сотрудниками милиции и именно из-за этого его взорвали, имеют шаткую почву, - отметил старший референт пресс-службы УВД Игорь Автушко. - Когда-то это здание действительно построили для нужд УВД, но в середине 90-х годов дом передали в муниципальную собственность городским властям. С тех пор там живут всего 3 человека, состоящих на службе в милиции, и один ветеран органов внутренних дел. Из них от взрыва, возможно, пострадало двое сотрудников милиции: они жили в разрушенном подъезде и на данный момент числятся пропавшими без вести.

- Основная версия - взрыв бытового газа, но не отметается и версия его умышленного поджога с целью совершения теракта, - сообщила "Известиям" пресс-секретарь областной прокуратуры Галина Костылева. - Главные версии будут четко сформулированы не ранее чем через 2-3 дня, когда будут известны результаты работы наших криминалистов.

И все же есть обстоятельства, которые ставят под сомнение стройную "бытовую" версию. Вероятность теракта не исключает и замначальника отдела анализа оперативной обстановки Управления государственной противопожарной службы Архангельской области Ирина Будник.

- Мы не знаем, что стало причиной утечки газа, - говорит она. - В ночь перед взрывом в городе были зафиксированы сразу три утечки бытового газа. Две из них удалось устранить: позвонили, почувствовав сильный запах газа, жильцы домов. Во всех трех домах пропали заглушки с газопроводов, поэтому мы и рассматриваем вариант диверсии.

Два года назад в городе Коряжме Архангельской области ночью в двух подъездах жилого пятиэтажного дома неизвестные, открыв вентили, выпустили бытовой газ, а между третьим и четвертым этажами расставили горящие свечи. Избежать трагедии удалось только благодаря бдительности жильцов. Следы вскрытия газового оборудования были обнаружены и в других домах в разных концах Коряжмы. Злодеев, к сожалению, тогда не поймали.

По сведениям "Известий", сорвать газовую заглушку в подъезде не так-то просто, обычный хулиган сделать это не в состоянии, необходимо знать некоторые тонкости, известные только специалистам. Однако, если заглушку все же удается убрать, подъезд заполняется газом в течение 2 часов.