"Учитывая личность Лопатина, обстоятельства совершения им преступления, тот факт, что психотропное вещество изъято из незаконного оборота, принято решение согласиться с назначенным наказанием и квалификацией действий осужденного", - заявили в пятницу "Интерфаксу" в пресс-службе прокуратуры Краснодарского края.
26-летний Дмитрий Лопатин был единственным, кто представлял Россию на международном саммите науки и технологического предпринимательства Hello Tomorrow, при этом его ноу-хау вошло в список ста лучших проектов, собранных со всего мира. Изобретением заинтересовался среди прочих концерн Shell - один из лидеров на рынке энергетики.
Однако на форум Лопатин прилетел едва ли не из зала суда, который приговорил изобретателя к трем годам условно за "совершение покушения на незаконное приобретение без цели сбыта психотропных веществ в крупном размере". Факт контрабанды психотропных веществ в суде доказать не удалось.
Тогда прокуратура края посчитала приговор слишком мягким и обжаловала его в апелляционном порядке.
"Мы не согласны со снятием с Лопатина обвинений по контрабанде и назначением ему условного наказания, - рассказал "Российской газете" старший помощник прокурора Краснодарского края по взаимодействию со СМИ Антон Лопатин. - По нашему мнению, его деяния подпадают под ст. 229.1 УК РФ ("Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов"). Безусловно, мы принимали в расчет, что подсудимый - молодой ученый, чьи изобретения вызывают интерес среди инвесторов".
Сам ученый был крайне удивлен выдвинутыми против него обвинениями. Лопатин, как обычно, заказывая реагенты из Китая, даже не мог предположить, что нарушает российское законодательство. "Я часто заказывал в Китае реагенты. Обычно половину того, что нам было нужно, мы заказывали за рубежом. В китайских интернет-магазинах, в "Википедии" гамма-бутиролактон как психотропное вещество не значился. В Китае он стоит дешево и свободно продается как промышленный растворитель - как у нас ацетон. Даже найти магазин, где можно было заказать литр, было довольно сложно - везде продавали по 15-20 литров. В общем, сомнений у меня не было - ничем не примечательное промышленное вещество, распространенное не только в Азии, но и в США, например. То, что кто-то посмотрит на гамма-бутиролактон как на то, что можно пить, я и предположить не мог", - передает его слова интернет-издание Slon.ru.
Пока необходимый реагент шел по почте из Китая в течение двух месяцев, Лопатину вместе с коллегами удалось найти способ изменить технологию, заменив гамма-бутиролактон на диметилформамид. Поэтому когда посылка для ученого пришла в почтовое отделение, изобретатель не торопился ее забирать. Получив шесть звонков с почты, в которых Лопатина буквально уговаривали явиться и забрать бандероль, ученый заподозрил неладное.
"В отделении меня попросили описать все то, что внутри посылки: какие вещества я заказал, сколько они стоили, от кого я их получаю, в каких они объемах. А потом таможенный инспектор попросила описать свойства каждого вещества, в том числе указать, ядовитые ли они, являются ли психотропными или наркотическими средствами. В отрицательных ответах на вопросы про токсичность я и не сомневался, я это долго изучал, а вот про психотропность я решил проверить еще раз со смартфона. Но интернет пропал. Я потом понял, что это телефон поставили на прослушку и, наверное, это как-то было связано с доступом в мобильный интернет. Сейчас я оцениваю действия и сотрудников почты, и таможенного инспектора как провокацию", - рассказал изобретатель.
Лопатин также отметил, что во время расследования он проходил проверку на детекторе лжи, которая показала, что у него не было умысла использовать гамма-бутиролактон как психотропный препарат, однако суд не смог полностью обосновать его невиновность. Несмотря на появившуюся ранее информацию о возможном обжаловании приговора прокуратурой, ученый заявляет, что его больше интересует развитие научного проекта, а не суды. "Я очень стараюсь не отвлекаться", - пояснил он.
Выпускник аспирантуры кафедры радиофизики и нанотехнологий Кубанского госуниверситета Дмитрий Лопатин уже стал автором трех патентов, полуфиналистом и соавтором Зворыкинской премии, победителем конкурсов "Энергетика будущего" и Russia Power. А три года назад он стал лауреатом премии "Энергия Молодости 2012" фонда "Глобальная энергия".
Над проектом, представленным на французской выставке, Лопатин работал три года. Его гибкие солнечные батареи могут работать даже в условиях низкой освещенности, и себестоимость продукта - в пять раз ниже зарубежных аналогов.