В конце 2017 года по инициативе правительства в качестве меры противодействия антироссийским санкциям закупки в закрытой системе были разрешены "в области обороны, государственного управления и в области обеспечения безопасности", т. е. для Минобороны и ФСБ. ФСО предлагает добавить в этот перечень и структуры государственной охраны, т. е. себя и подведомственные ей предприятия и организации, сообщают "Ведомости".
В пояснительной записке к проекту говорится, что это необходимо "в связи с увеличением количества угроз, в том числе террористического характера, в отношении объектов государственной охраны". По мнению ФСО, такая мера "позволит обеспечить гарантированное выполнение мер по осуществлению государственной охраны".
По словам источника издания, близкого к спецслужбам, засекречивание закупок мотивируется прежде всего необходимостью закрыть информацию о технических средствах охраны и аппаратуре, закупаемой органами специальной связи, поскольку они являются объектами интереса иностранных разведок.
Между тем заместитель гендиректора компании "Трансперенси Интернешнл - Россия" Илья Шуманов отмечает, что после закрытия закупок для нужд национальной обороны и безопасности не отмечалось каких-либо системных исследований результатов такого закрытия, а ФСО склонна засекречивать любую информацию о себе. На дальнейшее засекречивание направлены и предложенные поправки.
По мнению экспертов, засекречивание негативно сказывается и на прозрачности закупок даже тех товаров и услуг, которые трудно отнести к секретным, например продуктов питания. Между тем злоупотреблений в таких закупках немало: достаточно вспомнить историю с закупками продовольствия для Росгвардии, нарушения в которых были признаны ФАС и ФСБ.
Кроме того, засекречивание несет в себе коррупционные риски и может обернуться громкими уголовными делами вроде дела о хищениях при реконструкции компанией "Балтстрой" резиденции Владимира Путина "Ново-Огарево": этот скандал был связан с закупками ФСО в области капстроительства и ремонта.
Не менее громким был и скандал об откатах при закупках автомобилей Merсedes для МВД и ФСО. Одним из фигурантов был сотрудник ФСО Михаил Костылев, дело в отношении него было закрыто в 2016 году в связи с истечением срока давности.