Свое мнение судья Конституционного суда РФ Константин Арановский высказал в дополнение к декабрьскому постановлению КС о возмещении жилья, отнятого в ходе советских репрессий. Три заявительницы родились в высылке или спецпоселении, куда были отправлены их родители и хотят получить жилье в Москве, где их семьи проживали до репрессий, однако столичное законодательство не давало им такой возможности. Суд встал на сторону женщин: Арановский подчеркивает, что согласен с этим решением, но считает необходимым дополнительно высказаться по вопросу правовой ответственности России за преступления, совершенные советской властью.
По его мнению, РФ не продолжает собою, а заменяет на своей территории незаконно созданное государство, что и обязывает ее считаться с последствиями его деятельности, включая политические репрессии. А реабилитацию жертв репрессий, которую предусматривает действующий закон, нельзя рассматривать как возмещение вреда виновником: по словам Арановского, нельзя "переместить вину, тем более столь безмерную и непростительную, с одного субъекта на другой, как меняют членство в Совете безопасности ООН".
Арановский называет советскую власть "незаконными партийно-государственными властеобразованиями", которые нельзя считать "правопредшественниками конституционной государственной власти". По его мнению, Российская Федерация должна обладать конституционным статусом государства, "непричастного к тоталитарным преступлениям ни "лично", ни в правопреемстве".
Он указывает, что Россия - не единственная страна, которая движется от государственного социализма к правовому государству. Но при этом считает, что РФ "не с кого брать назидательные примеры, ибо народы-жертвы держат свой путь на разных скоростях, при неодинаковых издержках и обстоятельствах". Впрочем, он считает, что "ориентирные вехи" такого пути "довольно ясны", и приводит в пример Германию, законодательно осудившую "преступления антиправового режима Социалистической единой партии Германии", и Чехию, принявшую "Акт о незаконности коммунистического режима".
Неизвестно, было ли мнение судьи высказано до или после заявления президента Владимира Путина о необходимости конституционной реформы. Традиционно "особые мнения" судей добавляются в постановления КС уже после их вынесения и без какого-то отдельного объявления.
Представитель правительства РФ в Конституционном и Верховном судах РФ Михаил Барщевский заявил "Коммерсанту", что в российском праве ничего не говорится о законности или незаконности создания СССР, и в юридической плоскости этот вопрос не обсуждается. Он напомнил, что РФ выступила универсальным правопреемником СССР и признает международные договоры и обязательства СССР. Председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов также полагает, что любая страна, которая возникла на территории бывшего СССР, должна признавать ответственность за политические преступления предшествующего режима.
В октябре прошлого года Арановский заявил о недоверии к дипломам российских вузов и в целом жестко раскритиковал систему российского высшего образования. По его мнению, "бессчетные средства", потраченные на образовательные реформы, стоило использовать "на достойную оплату преподавательского труда". Также судья упрекает ректоров российских вузов за то, что они отказались от "самоуправления и академической свободы" и в результате "обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию".
В 2017 году Арановский выступил против запрета для условно осужденных на участие в выборах и выразил особое мнение по "делу ЮКОСа", когда Минюст попросил КС разрешить не выполнять решение ЕСПЧ о выплатах экс-акционерам фирмы.