"Сейчас США проводит две военных операции: в Афганистане и Ираке, третья для них будет просто обвалом. Поэтому по мере решения своих задач в Ираке и Афганистане, США могут нанести удар по Ирану", - сказал в среду журналистам в Москве начальник российского Генштаба генерал армии Николай Макаров. По его мнению, "последствия такого удара будут ужасными не только для Ирана, но и для всего региона".
- В Генштабе понимают, против кого направлены ракеты Patriot в Польше - это не Иран
- О договоре СНВ: согласовывается увязка наступательных
и оборонительных вооружений
- О создании в составе ВС РФ Сил быстрого реагирования
- О новом облике армии
- О развитии береговых комплексов
- О переводе Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург
"Иран - наш сосед. И мы внимательно отслеживаем обстановку. И российское руководство предпринимает необходимые усилия, чтобы этого не произошло", - сказал начальник Генштаба.
Отвечая на вопросы, он сказал: "Американцы четко и однозначно заявили, что есть планы по нанесению ударов по Ирану". При этом он сказал, что, в частности, об этом говорил председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майкл Маллен.
В Генштабе понимают, против кого направлены ракеты Patriot в Польше - это не Иран
Что касается развертывания американских ЗРК Patriot в Польше, то, по словам Макарова, оно не направлено против Ирана. "Развертывание ЗРК Patriot в Польше - это никак не направлено против Ирана, - сказал Макаров. - Мы понимаем, против кого они нацелены, мы заявили об этом польскому руководству".
Отвечая на вопрос, как в Минобороны и Генштабе реагируют на планы США по развертыванию элементов противоракетной обороны в странах Восточной Европы, Макаров сказал: "Позиция в целом негативная". Он напомнил, что Российская Федерация, учитывая обеспокоенность ряда восточноевропейских стран, сделала большой шаг в области демилитаризации Калининградской области.
"Мы вывели из Калининградской области более 600 танков, 500 единиц боевых машин пехоты и бронетранспортеров, около 600 единиц орудия и минометов, то есть провели демилитаризацию области", - сказал Макаров. Он отметил, что эта позиция России не учитывается Западом при решении о размещении дополнительных вооружений на территории таких стран, как Румыния, Болгария.
"Нам не очень-то понятно, почему в ответ на наши действия принимается решение о размещении зенитных ракетных комплексов Patriot в Польше, РЛС - в Чехии, баз - в Румынии, Болгарии", - сказал Макаров. Он выразил надежду, что в перспективе позиция России может быть учтена в ходе ведущихся переговоров и окончательное решение о размещении новых вооружений вблизи границ России не будет принято.
О договоре СНВ: он на 97% готов
Проект нового российско-американского Договора по СНВ подготовлен сторонами на 97%, в нем осталось согласовать положение о взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений, заявил начальник российского Генштаба.
"Если в целом взять Договор, то он на 97% сбит сторонами, остались технические вопросы, которые будут разрешены в ближайшее время", - сказал военачальник. По его словам, в Договоре планируется закрепить "взаимосвязь СНВ и ПРО".
Макаров заявил, что "ни одной позиции, которая идет в ущерб Российской Федерации, в новом Договоре не будет". "Это будет обоюдоприемлемый документ, не ущемляющий интересов ни одной из сторон", - сказал начальник Генштаба.
О создании в составе ВС РФ Сил быстрого реагирования
Вопрос о создании в составе Вооруженных сил России Сил быстрого реагирования будет решаться в ближайшее время, заявил глава Генштаба. Макаров. "Мы изучаем этот вопрос, он будет решаться в ближайшее время", - отметил он.
"Некоторые думают, что Воздушно-десантные войска (ВДВ) - это и есть Силы быстрого реагирования (СБР). Это и правильно, и неправильно", - пояснил Макаров. - ВДВ могут быть основой, ядром СБР. Они (ВДВ) в случае необходимости должны прирастать частями усиления из состава ВВС ВМФ".
По словам Макарова, в Вооруженных силах России создано 85 бригад, полностью укомплектованных вооружением и техникой и находящихся в постоянной боевой готовности. "Мы создали 85 бригад. Все эти бригады находятся в постоянной готовности, в течение одного часа они готовы выполнить поставленную задачу", - сказал Макаров. Он добавил, что все бригады на 100% укомплектованы вооружением и техникой, хотя подчас не настолько современной, как хотелось бы Минобороны.
Приведение Вооруженных сил России к новому облику, при котором их общая численность составляет 1 млн человек, позволило увеличить число солдат и сержантов с 220 до 726 тысяч, сообщил Макаров. Он отметил, что в ходе реформы Вооруженных сил сформированы 85 бригад, которые находятся в постоянной готовности к боевому применению, для их приведения в полную боевую готовность требуется всего один час.
"Один из результатов приведения Вооруженных сил к новому облику у нас сейчас численность солдат и сержантов 726 тысяч человек, раньше - всего 220 тысяч", - отметил Макаров. Он напомнил, что "до перехода к бригадной системы 83% нашей армии представлял собой мобилизационный резерв".
"Для его развертывания нужно было много времени. "Мы понимали, что та структура Вооруженных сил не отвечала предъявляемым требования - численности Вооруженных сил в 1 млн, определенным рамкам финансирования, требованиям боеготовности. Поэтому мы изменили структуру управления Вооруженными силами, использовав опыт конфликтов в Афганистане и Чечне. Были сформированы 80 бригад, все бригады находятся в постоянной готовности. Для их приведения в полную боевую готовность необходим один час", - сказал Макаров.
Начальник Генштаба отметил, что в ходе конфликтов в последние 20 лет большинство задач решалось батальонными тактическими группами, формировавшимися на основе мотострелковых и танковых батальонов, которым придавались соответствующие средства усиления. Эти батальонные тактические группы могли решать задачи самостоятельно. Поэтому было принято решение о переходе на бригадную систему. Численность каждой бригады около 4,5 тыс человек. "Бригады должны быть готовы решать задачи как можно быстрее. Раньше в такой степени боевой готовности находилось не более 13% соединений и частей Вооруженных сил", - сказал Макаров.
О развитии береговых комплексов
Наряду с боевыми кораблями в составе ВМФ России будут также развиваться береговые комплексы, сообщил Макаров. "Что касается средств поражения, то мы переходим к закупке только высокоточного оружия, способного с высокой эффективностью решать задачи поражения противника как на море, так и на суше", - сказал он.
Генерал напомнил, что недавно на вооружение ВМФ принят новый боевой корабль класса "Корвет". "Это - высокоточный боевой корабль с большой дальностью действия. Такие корабли мы планируем и в дальнейшем принимать на вооружение", - сказал начальник Генштаба.
Также он подтвердил, что заложена четвертая атомная ракетная подлодка класса 955 проекта "Борей". "На верфи в Северодвинске закладывается четвертая по счету атомная ракетная подводная лодка класса 955 проекта "Борей", - сказал он.
Новый подводный ракетный крейсер под рабочим названием "Святитель Николай", должен стать четвертым в серии "Бореев", строящихся на "Севмаше". Головной стратегический ракетоносец четвертого поколения "Юрий Долгорукий" был выведен из стапельного цеха для достройки в апреле 2007 года. Летом этого года корабль приступил к программе ходовых испытаний в море. Эта подлодка строится на "Севмаше" с 1996 года. Еще два однотипных ракетных крейсера, также названные именами древнерусских князей - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", были заложены на заводском стапеле в 2004 и 2006 годах соответственно.
О переводе Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург
Глава Генштаба считает, что перевод Главного штаба Военно-морского флота из Москвы в Санкт-Петербург не приведет к ухудшению управления ВМФ.
"Предстоящий переезд Главного штаба ВМФ в Санкт-Петербург, решение о котором уже принято, полностью соответствует осуществляемому в настоящее время переходу на сетевой, концентрический метод управления вооруженными силами, когда средства разведки, связи, радиоэлектронной борьбы и средства поражения находятся на громадных расстояниях друг от друга, но действуют в едином информационном пространстве в реальном масштабе времени", - отметил начальник Генштаба.
"Разнесенность средств управления и средств поражения на большие расстояния не имеет важного значения, важно поддержание непрерывного и четкого управления войсками и оружием", - сказал он. В качестве примера Макаров привел ситуацию с США, где стратегические объединенные командования находятся на громадном удалении друг от друга.
"Поэтому переезд Главного штаба ВМФ в Санкт-Петербург никакой дополнительной нагрузки на систему управления не принесет, за исключением, может быть только начального периода его функционирования на новом месте", - сказал Макаров.
Он мотивировал необходимость переезда Главного штаба ВМФ в Санкт-Петербург еще и тем обстоятельством, что "у нас в настоящее время все органы управления сосредоточены в Москве, а мы хотим, чтобы эти органы управления были максимально приближены к войскам, которыми они управляют".