Необходимо ввести серьезные и всеобъемлющие ограничительные меры в отношении этой страны, заявил первый зампред комитета Совфеда по обороне Франц Клинцевич, отметив, что полушагами здесь не обойдешься.
"Все, Рубикон перейден. Полушагами здесь не обойдешься. Нашим ответом должны стать серьезные и - подчеркиваю - всеобъемлющие ограничительные меры в отношении Турции", - сказал Клинцевич. По его мнению, уже давно было ясно, что возмещать ущерб за сбитый российский самолет Турция не будет, равно как и приносить извинения за свои действия. Вести с Анкарой разговоры на эту тему, полагает сенатор, "не просто бессмысленно, а унизительно для России". "Таким образом, дверь отношений с Турцией, которую мы даже после этой трагедии долгое время держали полуоткрытой, захлопнулась. Ее захлопнула сама Турция", - цитирует слова сенатора РИА "Новости".
Активно подключились к введению эмбарго на различные турецкие товары и представители российского бизнеса, считая, что запрет на ввоз одежды, текстиля и прочих товаров легкой промышленности из Турции не навредит российским производителям и потребителям.
Готовность к введению санкций на турецкую продукцию уже высказали представители легкой промышленности. Турция занимала лишь третье место по импорту текстиля в Россию после Китая и Белоруссии, причем разрыв существенный (более 30% - доля Китая, 9% - Белоруссии, 7% - Турции), заявил руководитель отраслевого направления "Деловой России" Сергей Варламов. По его мнению, турецкие товары вполне можно было бы оперативно заменить как с помощью отечественных производителей, так и с помощью других стран, например Китая, Ирана, Индии, Бангладеш. Фурнитуру и сырье для товаров легкой промышленности также можно будет легко заменить на китайские, индийские, иранские, вьетнамские и т. п.
Представители профессионального сообщества требуют вообще отказаться от турецких закупок. С соответствующим предложением на днях выступила Ассоциация текстильщиков России (АТР), сообщают "Вести". Как напомнил и. о. главы АТР Адам Ильдаров, сегодня импорт из Турции достиг 7 млрд долларов. "Простая арифметика подтверждает - около 2,5 млрд долларов из них идет на заработную плату граждан Турции, порядка 400 млн долларов ежегодно идет в бюджет страны в качестве налогов, 1 млрд человек трудоустраивается", - указал он. "В условиях, когда промышленность России требует поддержки, а граждане ищут работу, непозволительно трудоустраивать до 3% населения Турции", - добавил Ильдаров.
Но самые жесткие меры предложили на днях в Минпромторге. Для борьбы с турецким контрафактом профильное министерство предложило внести поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие лишение свободы сроком на пять лет, по аналогии с контрабандой табака и алкоголя. В ведомстве подсчитали, что отечественный бюджет теряет миллионы долларов на серых поставках одежды и текстиля из Турции в РФ. Об этом сообщил ранее на пресс-конференции замглавы ведомства Виктор Евтухов, отметив, что штрафы, которые сегодня существуют за эти административные правонарушения, ничтожны и никого не пугают.
Накануне также стало известно, что Минэкономики подготовило проект постановления о расширении "специальных экономических мер" в отношении Турции. В частности, вводится список "видов работ (услуг), которые запрещаются на территории РФ для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции". Утверждается, что ограничения коснутся строительных и туристических услуг, услуг гостиниц, а также деревообработки и обучения гражданского персонала авиакомпаний РФ в Турции. Как сообщалось ранее, речь идет о запрете российским юридическим лицам заключать контракты с турецкими контрагентами.
Например, на новые контракты российских юрлиц и физлиц с турецкими в РФ нельзя будет оформить паспорта сделок. Ограничения коснутся только новых контрактов, заключенных после 10 декабря. В будущем возможны исключения для уже работающих на российском рынке турецких компаний, имеющих в России бизнес.
По данным ТАСС, российские авиакомпании уже вынужденно последовали рекомендациям проекта Минэкономики. Росавиация заморозила одобрение новых и пролонгацию действующих контрактов на работу с турецкими центрами подготовки пилотов и переподготовки летного состава, а также с центрами техобслуживания самолетов. Российские авиакомпании пользовались услугами этих центров, получая одобрение российского регулятора. Но сейчас работа российских компаний с этими центрами остановлена.