Минувшей ночью свои соболезнования принесла администрация США. Пресс-секретарь Совета безопасности США Майк Хаммер отметил, что на протяжении последних двух десятилетий Гайдар был важнейшей фигурой российской политической и экономической трансформации.
Западная пресса отмечает масштабность реформ Гайдара и его непопулярность в народе, констатирует InoPressa.ru. Он был "архитектором противоречивых реформ", которые "вытащили страну из советского прошлого", пишет The Independent. Гайдар называл себя "камикадзе". Он действительно был пилотом бомбардировщика, который за один вылет разрушил остатки советского строя в России, считает The Times.
Благодаря Гайдару граждане перестали стоять в очередях за товарами первой необходимости, напоминает издание. "В более широком плане Гайдар стал катализатором для развития российского общества в целом с 1992 года: после его реформ никто уже не говорил всерьез о возвращении к плановой экономике", - говорится в некрологе.
При этом у Гайдара не было ни харизмы, ни склонности к популизму, которые необходимы для успеха на выборах. "Многие утверждали, что его реформы были слишком поспешны, но следует понимать, что возвращение к брежневской или сталинской модели было уже невозможно: страна оказалась на грани распада и массового голода", - указывает журналист The Times.
"Шоковая терапия сильно повлияла на политическую ситуацию: она дискредитировала в глазах многих россиян идеи капитализма и демократии и облегчила централизацию власти в руках Путина", - указывает американская The New York Times. При этом Гайдара напрасно обвиняют в гиперинфляции - ее главной причиной был бюджетный дефицит, считает Андерс Аслунд, один из трех главных иностранных советников Гайдара в период шоковой терапии. В итоге народ "расхвалил Путина за сделанное Ельциным и Гайдаром", полагает Аслунд.
Германская Frankfurter Rundschau напоминает, что после ухода из правительства Гайдар стал для народа одной из самых нелюбимых фигур оппозиции", а "в последующем Гайдар терпел на выборах одно поражение за другим".