Газета "Версия" подготовила краткую сводку "повторных" убийств известных полевых командиров.
Рекордсменом по количеству собственных смертей является Шамиль Басаев. Последний раз о его предполагаемой смерти сообщали после нападения на Нальчик в октябре прошлого года на страницах малоизвестной газеты "Чеченское общество" со ссылкой на свой источник в ФСБ. Примечательно, что официально комментировать это сообщение спецслужбы отказались, неофициально просили дождаться результатов опознания. Судя по дальнейшему молчанию, гибель главного кавказского террориста так и не подтвердилась.
Такая осторожность, видимо, объясняется тем, что Басаева хоронят довольно регулярно. Причём рапортуют об этом не всегда малотиражные газеты. Лица из руководства страны не раз прокалывались на этой теме. О гибели Басаева в 2002 году рапортовал сам начальник Генштаба Анатолий Квашнин. Генерал приехал с визитом в Грозный, и ФСБ доложило ему о стопроцентно точном уничтожении Хаттаба. Если ранее об отравлении арабского моджахеда ходили в основном слухи, и никаких документальных подтверждений его смерти не было, то к визиту Квашнина спецслужбы сумели добыть убедительное доказательство - видеосъёмку похорон полевого командира. А чтобы создать у прибывшего генерала иллюзию полного разгрома верхушки чеченских банд, решили сообщить о ликвидации Басаева.
По меньшей мере трижды хоронили одиозного полевого командира Арби Бараева, которого недолюбливали многие лидеры боевиков именно из-за чрезмерной жестокости. Его всё же удалось достать в июне 2001 года, хотя годом раньше, согласно сводкам спецслужб, Бараев был убит два раза.
В июле 2001 года сотрудники УФСБ и военной комендатуры ликовали по поводу уничтожения "кровавого араба" Абу Умара Мохаммеда аль-Саифа. Показали труп Абу Умара по центральным каналам и рассказали в подробностях, как именно им удалось достать наёмника. Однако в октябре того же года Объединённая группировка Российских войск ещё раз сообщила об уничтожении Абу Умара. На этот раз скромно и безо всяких подробностей, стараясь особо не комментировать значительный успех спецслужб.
Не далее как на прошлой неделе пресс-служба МВД Дагестана отрапортовала, что уничтожен один из идеологов джамаата "Шариат" Махач Расулов. Для дагестанских милиционеров Расулов давно является целью номер один. За последние полгода это уже третье уничтожение террориста. В октябре прошлого года дагестанские милиционеры убили Расулова два раза с разницей в две недели. Первый раз об уничтожении террориста сообщили после проведения спецоперации 9 октября в Махачкале. Тогда по наводке агента милиционеры обложили дом 40 по Первомайской улице в самом центре дагестанской столицы. По имевшейся информации, в доме укрывались четверо боевиков. Предложение сдаться было проигнорировано, и начался штурм, в результате которого погибли четверо террористов и двое милиционеров. В тот же день пресс-служба МВД распространила заявление, согласно которому все четверо уничтоженных боевиков опознаны: ими оказались Махач (Ясин) Расулов, Абдузагир Мантаев, Мурад Хайбулаев и Абдулкадыр Исаев. Однако спустя две недели (24 октября) убитый Расулов обнаружился вновь, на этот раз в доме 53 по проспекту Насрутдинова. В 46-й квартире, по имевшейся информации, засели трое боевиков. Их обложили более 400 сотрудников МВД и ФСБ, и после продолжительного боя все трое были уничтожены.
В целом, Махач Расулов уже трижды должен был оказаться на том свете, но, судя по наметившейся тенденции, у него есть неплохие шансы быть ликвидированным в четвёртый раз.
Долгое время джамаат "Шариат" возглавлял Расул Макашарипов по прозвищу Муслим. Его называли дагестанским Басаевым. За голову Макашарипова была обещана весьма солидная по дагестанским меркам награда - 50 тысяч долларов. Добраться до него любой ценой было делом принципа для силовиков, так как на счету "Шариата" были десятки убитых милиционеров.
Первому лидеру этой организации, прежде чем он был убит по-настоящему, лично довелось опровергать сообщения о собственной смерти.
Первый раз о том, что его наконец-то удалось достать, милиционеры радостно сообщили 15 января 2005 года. Уничтожили боевика после 14-часового боя на 6-й Магистральной улице Махачкалы. В результате спецоперации были убиты ещё четверо членов "Шариата". Сообщалось, что смерть главного дагестанского террориста получилась какой-то нелепой: то ли шальная пуля зацепила, то ли подорвался на собственной гранате.
Но через несколько дней, 21 января, на одном из чеченских сайтов появилось сообщение от имени Макашарипова, что он жив и здоров. Следователям пришлось подтвердить, что среди уничтоженных в январе боевиков Макашарипова не было.
Нашёл свою смерть лидер "Шариата" в июле того же года. По оперативным каналам спецслужбы получили информацию, что Муслим скрывается в Махачкале в доме номер 38 по улице Гаджиева. На этот раз до полного выяснения, кого же на самом деле удалось уничтожить, победных реляций силовики не выпускали. Дождались, пока тело опознают родственники, а полная уверенность, что достали именно Макашарипова, наступила лишь после дактилоскопии.
В конце марта республиканское МВД сообщило об уничтожении так называемого эмира Хасавюртовской зоны Самира Пашаева. Он и его пособник были уничтожены в доме 39а по улице Шейха Тажудина в Хасавюрте 28 марта.
Милиционеры не без гордости сообщили о достигнутом успехе: по их предположениям, Пашаев причастен к десяткам терактов и убийствам милиционеров. Обугленные тела боевиков доставили в местный морг. Первыми заподозрили неладное владельцы дома: их поразило, что на стенах домов, расположенных напротив их сожжённого жилища, почему-то не осталось следов от пуль, выпущенных отбивающимися боевиками.
А тела, представленные общественности, по утверждениям сына владелицы дома Хизри Гасанханова, являются обугленными бараньими тушами. Хозяйка дома Айганат Гасанханова торгует на местном рынке мясом. За день до спецоперации она приобрела мяса на 100 тыс. рублей и повесила туши в холодном подвале, именно их ей и предъявили для опознания в прокуратуре. По утверждениям Гасанханова, в доме никого не было, и милиционеры всю ночь атаковали пустое домовладение.
Поспешные доклады об успехах следователи объясняют тем, что порой сложно идентифицировать боевиков. Многих из террористов знакомые и родственники не видели по нескольку лет и могут их попросту не узнать. С проведением генетической экспертизы тоже не всегда всё просто. Часто не удаётся найти прямых родственников. А отпечатки пальцев сняты далеко не у всех разыскиваемых бандитов. На вопрос о том, зачем сообщать о смерти, если нет полной уверенности, силовики предпочитают не отвечать.
По мнению газеты "Версия", помимо объективных трудностей есть ещё одна причина: за охотой на террористов скрывается охота за орденами и званиями. Доклады о ликвидации знаменитого недруга очень позитивно воспринимает руководство силовых структур, и оно тоже иной раз склонно не замечать слова "есть вероятность". Когда же обнаружится, что предположение не подтвердилось, никто всё равно не будет отбирать награды у заслуженного человека.