В Верховном суде Северной Осетии во вторник начинается открытый судебный процесс по уголовному делу Нурпаши Кулаева - единственного террориста, взятого живым после захвата школы в Беслане
Первый канал
Во Владикавказе в Верховном суде Северной Осетии начался открытый судебный процесс по уголовному делу Нурпаши Кулаева - единственного террориста, взятого живым после захвата школы в Беслане. Судебный процесс ведет председатель ВС Северной Осетии Тамерлан Агузаров. Группу гособвинения, состоящую из троих человек, возглавляет замгенпрокурора России Николай Шепель.

Сегодня планировалось огласить обвинение, но заседание пришлось прервать, так как присутствующие в зале суда пострадавшие и родственники погибших начали возмущаться.

Они потребовали сказать им, "кого конкретно убил Кулаев" возмущались поведением подсудимого, который, по их словам, "даже спал в своей клетке". "Кулаев уснул. Очевидно, ему было уютно и хорошо, когда читали о страданиях наших детей", - сказала "Интерфаксу" одна из родственниц погибших в результате теракта, которая находилась в зале суда.

Некоторые из присутствующих пострадавших заявляли также, что данные о ранениях пострадавших и травмах погибших, которые озвучиваются при оглашении, не соответствуют действительности.

Присутствующие в зале выразили нежелание слушать все 105 томов материалов дела и требовали зачитать им, что конкретно предъявляется Нурпаши Кулаеву.

Судья Тамерлан Агузаров, ведущий процесс по делу "бесланского террориста", был вынужден объявить перерыв 11:00 19 мая.

А в течение первой половины дня гособвинитель Николай Шепель заявил, что обвиняемый Нурпаша Кулаев входил в бандгруппу, сформированную специально для захвата бесланской школы Басаевым, Масхадовым и другими полевыми командирами. Так гласит обвинительное заключение, чтение которого начал Шепель.

"Шамиль Басаев, Аслан Масхадов, Хашиев и подданный королевства Саудовская Аравия Тауфик аль-Джадани, именумый абу-Дзейб - главари многочисленных устойчивых групп - в июле-августе 2004 года разработали план осуществления крупномасштабного акта терроризма на территории Северной Осетии - Алании с захватом заложников, убийством граждан и сотрудников правоохранительных органов", - зачитал Шепель. Он уточнил, что это организаторы теракта ставили целью нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на решение органов власти о выводе федеральных войск из Чеченской республики, сообщает "Интерфакс".

"Для реализации преступных намерений из подчиняющихся им групп была сформирована банда в количестве более 30 человек из жителей Чечни, Ингушетии и других субъектов РФ в также иностранных наемников, куда вошел также Нурпаша Кулаев", - уточнил замгенпрокурора. Банду снабдили огнестрельным оружием различной модификации, боеприпасами, обеспечили членов банды наркотиками и камуфлированной формой.

"Координация и непосредственное руководство их действиями было возложено на Хучбарова Руслана по прозвищу "Расул", имеющего позывной "Полковник", жителя Ингушетии", - сообщил Шепель.

Как ранее сообщили в североосетинской Коллегии адвокатов, защитник Умарбек Сикоев, представлявший подсудимого на этапе предварительного следствия и слушания дела, отказался защищать его в ходе официальных слушаний.

Несмотря на то, что ранее североосетинские адвокаты отказывались представлять интересы террориста, защитника ему все же назначила Коллегия адвокатов Северной Осетии. "Без адвоката процесс мог не начаться в срок, - пояснили в Коллегии адвокатов, - поэтому было принято решение о назначении защитника для обеспечения конституционного права Кулаева на защиту".

Сам Кулаев, по словам его адвоката, свою вину признает, хотя и утверждает, что "лично никого не убивал". В начале процесса, отвечая на вопросы представителя обвинения о своем семейном положении, Кулаев сообщил, что он состоит в гражданском браке. У него двое детей - двухлетний сын и годовалая дочь.

Пострадавшие в теракте намерены лично следить за ходом процесса. Как сообщил председатель общественной комиссии Беслана Маирбек Туаев, на каждом заседании суда будет присутствовать группа пострадавших, которая будет информировать жителей Беслана о происходящем в суде. На сегодняшнее заседание повестки получили около 30 пострадавших.

Однако, по словам участниц "Комитета матерей Беслана", многие бывшие заложники и их родственники намерены приехать во Владикавказ и ждать окончания заседания у здания суда. "Даже если нас не пустят на процесс, мы будем рядом, - говорят женщины. - Власти должны обеспечить полную открытость процесса, чтобы из-за недоговоренностей опять не поднялась буря негодования".

Как сообщили РИА "Новости" ранее в Верховном суде Северной Осетии, официальные слушания будут проходить в открытом режиме.

На самом громком в истории Северной Осетии судебном процессе аккредитованы более 50 журналистов, представляющих ведущие российские и зарубежные СМИ.

В связи с проведением официальных судебных слушаний по уголовному делу во Владикавказе усилены меры безопасности. К зданию Верховного суда, которое расположено в исторической части города, стянуты силы ППС ГИБДД и конвойного подразделения Владикавказа. Здание суда, а также близлежащая территория обследованы саперами и кинологами. Пока людей немного, и подход к Верховному суду свободный, сообщает ИТАР-ТАСС.

В мероприятиях по обеспечению правопорядка задействовано более 100 сотрудников правоохранительных органов. Прилегающая к Верховному суду территория оцеплена, движение перекрыто, в режиме повышенной готовности работают патрульно-постовые службы. Их маршруты скорректированы и максимально приближены к зданию суда. Подсудимого доставят в зал суда из СИЗО под усиленным конвоем 20 сотрудников отдельного батальона конвойной службы.

Житель села Старый Энгеной Ножай-Юртовского района Чечни 24-летний Нурпаша Кулаев - единственный оставшийся в живых из 32 террористов, участвовавших в нападении на бесланскую школу. Его уголовное дело было выделено в отдельное производство и расследовалось Управлением Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе.

После окончания расследования в окончательной формулировке Кулаеву предъявлено обвинение по 8 особо тяжким статьям УК РФ, в том числе бандитизм, терроризм, захват заложников, убийство. К рассмотрению в суд переданы 105 томов уголовного дела, в качестве потерпевших проходят 1315 человек, свидетелями обвинения выступают 69 человек, свидетели защиты отсутствуют.

В результате захвата заложников в школе города Беслана 1 сентября 2004 года погибли 330 человек, в том числе 317 заложников, из них 186 детей. Среди погибших также двое сотрудников МЧС, десять сотрудников спецназа ФСБ России и один житель Беслана, принимавший участие в спасении заложников. Ранения получили 728 заложников и жителей Беслана, а также 55 сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих. Всего в школе террористы захватили 1128 заложников. При проведении спецоперации было спасено 918 человек.

В ходе освобождения заложников 3 сентября был уничтожен 31 террорист, данные на 19 из них, включая одну женщину-смертницу, установлены следствием. Кулаев стал единственным захваченным живым террористом, тела остальных уничтоженных членов банды после проведенных экспертиз были захоронены в безымянных могилах.