Зара Магамадова
Российская ЛГБТ-сеть / YouTube
Мать активистов и блогеров Исмаила Исаева и Салеха Магамадова, которые были задержаны в Нижнем Новгороде и затем вывезены в Чечню, где им предъявили обвинения в пособничестве терроризму, записала видеообращение к уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой. Его опубликовала "Российская ЛГБТ-сеть".

"Сегодня Исмаилу исполняется 18 лет, и свое совершеннолетие он встречает в СИЗО. Уже больше месяца я нахожусь в постоянном страхе за них, боюсь за их здоровье, и этот страх не покидает меня", - сказала Зара Магамадова. А по словам адвокатов блогеров, в Чечне силовики подвергли их пыткам.

В видеообращении Зара Магамадова попросила Москалькову помочь ей вернуть сыновей, подчеркнув, что дело против них сфабриковано. Она также обратилась за помощью "ко всем, кто может помочь".

Магамадов и Исаев - модераторы оппозиционного и молодежного телеграм-канала Osal Nakh 95. В этом паблике вели беседы люди в возрасте 17-20 лет, позиционирующие себя атеистами. В группе они посмеивались над исламскими и чеченскими традициями, а также критиковали чеченских чиновников.

8 марта 2020 года в Чечне был задержан администратор телеграм-канала "Осал нах 95". А 30 марта были схвачены и другие участники паблика. Салеха задержали в Грозном, а Исмаила - в Санкт-Петербурге. По месту его жительства пришли чеченцы в штатском, которые насильно вывезли их на самолете во Владикавказ, а затем на автомобилях в Чечню.

По словам Исаева и Магамадова, их поместили в подвалы одной из казарм на базе полка имени Ахмата Кадырова патрульно-постовой службы МВД. Во время похищения и перевозки из Санкт-Петербурга в Чечню у Исмаила Исаева поднялась температура. Ему сделали тест на коронавирус (делала медсестра), поместили в отдельную ячейку в подвале и все время поливали спиртом. В последующие дни Исаева никто не бил и не допрашивал, видимо, боялись заразиться. Ему изредка мерили температуру и приносили еду. Кроме того, в период болезни его вместе с другими членами группы "Осал нах 95" заставили записать видеоизвинение: за то, что члены группы оскорбляли религию и совершали недостойные поступки.

Всего задержанных было 27 человек. Их под пытками заставляли признать существование бога, а также учить наизусть Коран, биографию Ахмата Кадырова и гимны Чеченской республики и Российской Федерации. Перевоспитание (кроме непосредственно пыток) снимали на видео, очень часто в полк приходил мулла и проводил с участниками группы религиозные занятия. Когда члены телеграм-группы атеистов делали ошибки при чтении Корана, мулла бил их тонкой палкой, писала "Новая газета".

Мулла, по свидетельствам Исаева и Магамадова, говорил, что отправляет видеозаписи главе Чечни Рамзану Кадырову, от которого зависит освобождение задержанных.

В начале мая, когда о задержании членов группы "Осал нах 95" написали федеральные СМИ (им об этом стало известно по факту публикации видеороликов с извинениями и отречением от атеизма 10 задержанных), Исаева и Магамадова в составе всей группы задержанных освободили. Однако перед освобождением с них взяли расписку с обязательством о сотрудничестве. Они должны были по-прежнему администрировать группу "Осал нах 95", вовлекая и сдавая полиции других чеченских атеистов.

В начале июля Исаев и Магамадов при помощи правозащитной организации "Российская ЛГБТ-Сеть" уехали из Чечни. Блогеров спрятали в Нижнем Новгороде, однако их искали сотрудники чеченской полиции, чтобы заставить сотрудничать. Исаев рассказал, что чеченские силовики задержали его первый раз еще в августе 2019 года - в связи с его гомосексуальностью. На тот момент Исаеву было 16 лет.

Как следует из заявления Исаева, его избили, продержали в неизвестном ему месте (подвале одного из отделов полиции) и через 7 дней отпустили. По словам Исаева, его мать заплатила за его освобождение 300 тысяч рублей. После этого он покинул Чечню и проживал в Санкт-Петербурге.

В феврале 2021 года Магамадова и Исаева задержали в Нижнем Новгороде, после чего перевезли в Гудермес как свидетелей по уголовному делу. Там их допросили и сначала отпустили, а затем снова задержали - уже как подозреваемых по уголовному делу об участии в незаконном вооруженном формировании. Власти Чечни утверждали, что Исаев и Магамадов в присутствии их отца признались в преступлении. По версии силовых органов, братья передавали продукты убитому осенью 2020 года боевику Рустаму Борчашвили.

По словам самих братьев, после задержания их под угрозой пыток заставили подписать отказ от адвокатов и сфабрикованные признательные показания, обещая, что в этом случае фигуранты получат лишь по три года тюрьмы. Эти признательные показания их заставили заучить наизусть перед заседанием суда, который отправил их под арест.

Магамадов также рассказывал о том, что к ним применяли насилие и угрожали убийством. Сотрудник полиции завел его в кабинет, схватил за грудь и ударил дважды об стену. "Если ты попытаешься нам противостоять, то я готов убить тебя, хоть в зале суда. Я не мужчина, если не убью тебя", - сказал полицейский.

Среди полицейских, которые допрашивали братьев в Серноводском отделе полиции, Магамадов и Исаев опознали сотрудников Полка патрульно-постовой службы N 2 имени Ахмата Кадырова, которые их уже задерживали и пытали весной 2020 года. "Российская ЛГБТ-сеть" считает, что эти задержания связаны.

"Исмаила и Салеха уже задерживали весной 2020 года за их оппозиционный канал "Осал Нах 95". Мы все видели, что происходит с активными критиками Кадырова: режим делает все, для того, чтобы они замолчали. Когда братьев отпускали из ППСП имени Кадырова их предупредили, что они теперь информаторы и им нужно будет сдавать других оппозиционеров в республике. Салех и Исмаил уехали из республики, отказавшись сотрудничать с правоохранительными органами. Их похищение и сфабрикованное уголовное дело - ни что иное, как месть за неповиновение," - считает Вероника Лапина, сотрудничающая с "Российской ЛГБТ-сетью".

Отметим также, что именно в казармах ППСП-2 имени Кадырова совершались внесудебные казни, о чем рассказывал участвовавший в них бывший полицейский Сулейман Гезмахмаев.

Адвокаты Александр Немов и Марк Алексеев настаивают на том, что преследование Магамадова и Исаева является политическим, и заявляют, что будут требовать пересмотра уголовного дела и привлечения к ответственности сотрудников чеченских силовых структур.

"У меня вообще нет прогноза", - сказал Немов. - Это дело на 100% политическое, там нет вообще ничего, никаких доказательств. И да, мы понимаем, что это Чечня и чеченское "особое" правосудие. Но будем честными - с таким напором чеченские правоохранители раньше не сталкивались".

Алексеев и Немов планируют подать заявления по факту пыток в 2020 году и будут ходатайствовать о проведении проверки по факту угроз и непосредственного применения насилия в отношении братьев для фабрикации уголовного дела.