Публицистическое выступление Владимира Путина в американской прессе в Вашингтоне с самого начала восприняли с обидой и негодованием, в частности из-за того, что российский президент в статье ставит под сомнение исключительность США, в которой якобы так уверены американцы. Стив Израэль не смог проигнорировать этот пассаж в своем ответном обращении к россиянам, признавшись, что он - как раз из тех американцев, кто верит в исключительность своей страны.
Впрочем, главной темой открытого письма конгрессмена, подчеркнувшего, что его бабушка и дедушка родом из России, стал сирийский кризис. По мнению Израэля, нужно постараться разрешить этот конфликт дипломатическим путем. "Однако, если дипломатия оказывается бессильна, я считаю, что США должны ослабить угрозу и предотвратить дальнейшее использование химического оружия без проведения наземной операции с помощью ограниченного, точечного и быстрого удара", - отметил конгрессмен.
Израэль также призвал не сомневаться в использовании химоружия в Сирии, призывая россиян посмотреть подтверждающие это видеозаписи, "если ваше правительство не закрывает доступ к просмотру таких материалов".
Тем временем в Кремле наблюдают за развернувшейся дискуссией спокойно. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков рассказал "Коммерсанту", что считает желание американских политиков разного уровня высказаться по поводу статьи российского президента "вполне понятным", а сам факт их обращения к российской аудитории "крайне позитивным". "С тезисом об американской исключительности мы согласиться не можем, но никакой конфронтации здесь нет. Хорошо, что у нас есть возможность свободно доносить друг до друга свою точку зрения", - отметил Песков.
Отметим, что, вероятно, в ближайшее время стоит ожидать появления целого ряда выступлений американских политиков в российских СМИ в ответ на статью Владимира Путина. Так, ранее сенатор-республиканец Джон Маккейн обещал выступить с ответом в газете "Правда" (как выяснилось впоследствии, лидер КПРФ Геннадий Зюганов поставил условие, что партийная газета напечатает его текст, только если Джон Маккейн выступит за мирное урегулирование конфликта). А после этого Маккейна еще и пригласили на российское ТВ - в программу Владимира Соловьева "Воскресный вечер".
"Может, Путин хочет получить Нобелевскую премию"
Докопаться до истинных целей и причин появления статьи Владимира Путина пытаются и в России. Так, "Ведомости" напоминают, что текст президента был опубликован в разделе Opposite the editorial page, то есть там, где печатаются статьи, отражающие частное мнение независимого от редакции автора. Такова многовековая традиция западной прессы, и одной из самых свежих ее плодов стало признание экономиста Пола Кругмана. Он выступал в NYT с остро критическими по отношению к администрации Буша колонками, и, по мнению недоброжелателей, именно за них получил Нобелевскую премию по экономике.
"Переговоры по предотвращению военной операции в Сирии скорее всего состоялись бы и без статьи, но, как знать, может, Путин хочет получить Нобелевскую премию", - отмечают "Ведомости" в редакционной статье, между делом напоминая, что нынешний президент - не первый в истории России "публицист на троне", ведь активно участвовала в журнальной полемике и, например, Екатерина II.
Отметим, что, как рассказал ранее Дмитрий Песков The Guardian, Владимира Путина вряд ли можно считать автором этой статьи - во всяком случае, не единственным ее автором. По словам пресс-секретаря главы государства, Путин сам решил написать статью и подготовил ее "основное содержание", после чего "его помощники выработали текст".
А готовивший статью к публикации редактор NYT Эндрю Розенталь рассказал, что к нему обратилось американское PR-агентство - предполагается, что речь идет о Ketchum, агентстве, занимающемся имиджем России в мире с 2006 года. За это американское агентство получает миллионы долларов: издания ProPublica и BuzzFeed писали о сумме в 23 млн долларов из бюджета и еще 17 млн долларов от "Газпрома". Впрочем, Песков частично опроверг эту информацию: "От администрации президента Ketchum никакие деньги не получает. Мы продолжаем с ним сотрудничать, но не напрямую. Никакие бюджетные деньги на это сотрудничество не тратятся".
"Путин считает, что мы строим ему козни. И, в каком-то смысле, он прав"
Статья Путина в NYT "направлена против Барака Обамы и сурово критикует представление Америки о самой себе", отмечает колумнист Майкл Кроули в статье в Time, отмечая, что российскому руководителю есть за что недолюбливать Вашингтон. Существует много причин, которые могут объяснить враждебность Путина: застарелый менталитет бывшего агента КГБ времен холодной войны; неуверенность по поводу положения России в мире после распада СССР; его иногда комичный мачизм, рассуждает Коули в статье, перевод которой публикует Inopressa.ru.
"Однако, скорее всего, существует другой, потенциально более важный фактор, подстегивающий неприязнь Путина. Он считает, что мы строим ему козни. И, в каком-то смысле, он прав", - признает обозреватель. Путин задается вопросом: если Вашингтон смог применить силу для свержения режимов в Ираке, Афганистане или Ливии и спонсировать смену режимов другими способами в Сербии, Грузии и на Украине, то почему Белоруссия, или Казахстан, или даже сама Россия не станут следующими? В результате он хочет по примеру Обамы провести свою "красную линию", и начал делать это в Сирии.
Кроме того, Путин уже демонстрировал, что видит в происходящем в России вмешательство со стороны США. Например, когда в Москве в конце 2011 года разразились массовые акции протеста, он сразу же обвинил США в поощрении протеста. Вскоре после этого российские государственные СМИ обвинили нового американского посла в Москве Майкла Макфола в том, что он является агентом, разжигающим революцию, напоминает Time.
"Несмотря на успехи, которые Путин обрел благодаря своей прозорливости, он пока не одержал победу"
А что касается Сирии, то хоть Россия и стала той силой, которая формирует повестку дня, однако противостояние Москвы и Вашингтона еще не завершилось. "Несмотря на успехи, которые Путин обрел благодаря своей прозорливости, он пока не одержал победу", - отмечает Corriere della Sera. "Соглашение не лишено двойственности, к тому же возможно сопротивление Асада, а оппозиция повстанцев уже налицо", - цитирует газету Inopressa.ru. По мнению колумниста издания, договоренность в Женеве - лишь начало, к тому же и договоренности США и России может быть недостаточно.
"Предположим, Обама получит согласие Конгресса, Асад не подчинится всем тяжелым условиям, согласованным в Женеве, а Россия его защитит, блокируя ООН, как поступала до последнего времени. При таком раскладе ограниченная военная акция может состояться, и у президента Обамы сложится хорошая игра: он продемонстрирует, что испробовал все, включая дипломатию, но в итоге удар по Сирии оказался необходимым. Он одержит победу, и тогда обструкционист Путин проиграет", - рассуждает автор Corriere della Sera.