Мэр подчеркнул, что его предложение не означает "возврата к прошлому". По его оценке, "скульптурная и архитектурная композиция памятника была безупречна". "Это прекрасный монумент, который был мощной доминантой на Лубянской площади", - подчеркнул Лужков, добавив, что его изваял "великий Вучетич, которому вскоре исполнится 100 лет". "Нам должно быть стыдно перед великим скульптором, который был незаслуженно обижен", - сказал мэр.
Касаясь личности Дзержинского, Лужков отметил, что "у кого-то этот образ связан с КГБ, а у кого-то - с борьбой с беспризорностью, восстановлением железных дорог, руководством ВСНХ в период разрухи".
В заявлении "Мемориала" говорится, что "главным делом Дзержинского всегда была борьба не с уголовной преступностью, а с политическими противниками (подлинными и мнимыми) советской власти. Именно он ≈ основатель системы политического сыска и политической расправы в Советской России. Именно при нем начались фальсификации следственных дел, именно в его эпоху и под его руководством создавалась советская система концлагерей".
"Предложение о восстановлении памятника Дзержинскому √ это демонстративное пренебрежение к памяти миллионов жертв политических репрессий. Если бы эта мысль осуществилась на деле, то это означало бы символическую отмену реабилитационных актов, восстанавливающих представления о справедливости", - заключает правление общества "Мемориал".
"Мы прекрасно понимаем, что памятник √ не более чем символ. Стихийный демонтаж москвичами памятника Дзержинскому 22 августа 1991 года тоже был символом √ символом победы демократии над коммунистическими путчистами. Символом станет и восстановление этого памятника √ символом отказа от демократии и свободы, символом возвращения к бесправию.
"Мемориал" заявляет, что приложит все силы, чтобы не допустить восстановления памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянке. Мы призываем все ответственные политические и общественные силы страны поддержать нас в противодействии этой идее. Наконец, мы призываем самого Юрия Михайловича Лужкова подумать о том, к какому непоправимому расколу в обществе приведет реализация его предложения ≈ и отказаться от него", - говорится в заявлении.
Памятник Дзержинскому на Лубянской площади был демонтирован на основании постановления Моссовета в августе 1991 года.
Явлинский предложил поставить на Лубянке памятник жертвам политических репрессий
Российская демократическая партия "Яблоко" считает целесообразным установить в центре Лубянской площади в Москве памятник жертвам политических репрессий ХХ века в России. С соответствующим предложением лидер "Яблока" Григорий Явлинский обратился в понедельник к мэру Москвы Юрию Лужкову, председателю Московской городской думы Владимиру Платонову, а также в комиссию по монументальному искусству Московской городской думы.
Накануне в своем заявлении "Яблоко" высказалось категорически против идеи Лужкова, который в минувшую пятницу, 13 сентября, заявил о целесообразности восстановления на Лубянской площади памятника Феликсу Дзержинскому.
По мнению "яблочников", восстановление этого памятника продемонстрировало бы российскому народу и всему миру "позитивное отношение властей к практике внесудебных расправ и политических репрессий".
"Совершено недопустимо, чтобы символы террора украшали центральные площади российских городов", - говорится в заявлении.
СПС организовал сбор подписей против восстановления памятника
В понедельник у Соловецкого камня на Лубянской площади в Москве СПС начал сбор подписей против восстановления памятника первому главе ВЧК Феликсу Дзержинскому.
"Всем ясно, что Дзержинский - палач. Я считаю, что инициатива восстановить его памятник - крупномасштабная провокация, направленная на раскол России", - сказал лидер СПС Борис Немцов, приехав поставить свою подпись под обращением к руководству страны и Москвы.
Он также предложил: если Лужкову хочется поставить на Лубянке памятник скульптора Евгения Вучетича, то вместо Дзержинского там можно установить монумент советскому воину-освободителю из Трептов-парка в Берлине.
СПС планирует собрать по всей России миллион подписей против возвращения памятника. Отвечая на вопрос журналистов, возымеет ли это действие на планы московских властей, Немцов сказал: "Мы уже собирали миллион подписей в 96-м году против войны в Чечне, и тогда ее прекратили".
Подпись лидера "правых" оказалась сорок четвертой в общем списке, а первым подписался некто Валерий Гузов. Как сообщили сборщики подписей, он работает в аппарате СПС и "еще помощником кого-то из депутатов".
Кроме Немцова, в акции приняли участие его коллеги по партии и Госдуме РФ Ирина Хакамада, Николай Травкин, Эдуард Воробьев, правозащитники Лев Пономарев и Людмила Алексеева, один из лидеров движения "Либеральная Россия" Сергей Юшенков.
Представители СПС и журналисты составляли подавляющее большинство из нескольких десятков человек, собравшихся у Соловецкого камня.
Собравшиеся случайные прохожие не совсем ориентировались в происходящем. Так, несколько молодых людей на вопрос, будут ли они подписываться против возвращения памятника, сначала спросили, где их собирают, а узнав, что здесь, сказали: "Да, мы против памятника Дзержинскому. Лужков лучше".
Пока на Лубянке находились лидеры СПС, никаких эксцессов зафиксировано не было. Однако после их отъезда два сторонника возвращения памятника полезли драться к рядовым "партийцам" из СПС, но были задержаны милицией.
В первые полчаса акции в подписных листах собрано около 80 подписей.