Кандидат в губернаторы Брянской области от ЛДПР Михаил Марченко признался "Газете.ru", что условия его снятия с выборов обговаривались с самого начала
Брянское региональное отделение партии "ЛДПР"
По прошествии региональных выборов, продемонстрировавших "поддержку действующих институтов власти", журналисты и эксперты гадают, что стало причиной поражения оппозиции. Судя по всему, в ряде регионов ответ был известен еще до выборов. В остальном же, против оппонентов партии власти сыграло отсутствие четкой позиции и ряда важных навыков ведения закулисной борьбы, полагают эксперты.

Кандидат в губернаторы Брянской области от ЛДПР Михаил Марченко признался "Газете.ru", что условия его снятия с выборов обговаривались с самого начала. "Данные соглашения были достигнуты наверху, между лидером партии и руководством области. Я в курс дела не поставлен, у меня стоит задача работать дальше в прежнем режиме", - сказал снявшийся в пользу единоросса Николая Денина кандидат.

За помощь в достижении нужного результата "Единая Россия", по словам либерал-демократа, обещала представителям ЛДПР трудоустройство в руководстве Брянской области. "Я не думаю, что речь идет о конкретной должности. Но я думаю, что наша партия в органах исполнительной власти, то есть в новой администрации, будет представлена", - добавил Марченко.

Отметим, что об изменении стратегии "Единой России" на региональных выборах политологи заговорили еще до голосования. Сами единороссы признавались, что в ходе кампании намерены применить новые методы борьбы. В частности, речь шла о создании коалиций с оппозицией.

Когда на Брянщине перед выборами разгорелся скандал со снятием кандидатуры единоросса Денина, ряд экспертов заговорили даже о том, что коммунист Вадим Потомский вознамерился пойти по тому же пути, договорившись с ЛДПР о снятии Марченко в пользу коммунистов. Если таковые планы и были, либерал-демократы предпочли пойти на уступки в пользу ЕР, учитывая, что суд восстановил Денина в гонке.

"Мы должны быть благодарны"

Собственно, наличие договоренностей на выборах в нескольких регионах не скрывает и высшее руководство "Единой России". Дмитрий Медведев, в частности, "проговорился", комментируя положительный результат однопартийцев в ходе голосования: "Мы должны соблюдать те правила игры, которые сами для себя выработали. Уважаемые коллеги, мы должны быть благодарны". Тут, впрочем, не вполне понятно было, кому адресована благодарность - думской оппозиции, пошедшей на уступки, или населению, вновь выбравшему единороссов. Следующая фраза расставила точки над "и".

"В ряде случаев у нас были партнерские соглашения, в этом нет ничего плохого, это политические договоренности. Надо их исполнять. Я понимаю, конечно, что сейчас будет хорошее настроение, но надо все по-честному сделать, как договаривались. Это все надо учесть, а иначе в следующий раз, когда выборы будут, договариваться будет сложнее", - цитирует "Газета.ru" Медведева.

Что касается кандидата в губернаторы Брянской области от внесистемного "Яблока", тоже снявшего свою кандидатуру, то непонятно, имела ли в его случае место договоренность с властью. "Это не мое единоличное решение, это решение бюро брянского отделения партии "Яблоко" и я ему подчиняюсь", - с одной стороны, заявил Андрей Пономарев. В "Яблоке", впрочем, отметили, что о решении своего кандидата сожалеют.

Коммунист Потомский, оказавшийся единственным оппозиционером на выборах в Брянске, похоже, убежден, что договоренности с "Единой Россией" были у обоих кандидатов. Потомский заявил "Газете.ru", что по основному сценарию Марченко и Пономарев должны были уступить Денину лишь во втором туре, но переиграть ситуацию пришлось из-за уверенной кампании КПРФ. Он при этом не удержался от колкости, высказав сомнения в верности решения ЕР идти на соглашения с ЛДПР и "Яблоком".

"Я тяжело себе представляю, какой они могут дать портфель Марченко, в силу его образования. И более тяжело себе представляю, что можно дать человеку, который на балалайке играет, - Пономареву", - заявил коммунист.

"Яблоку" не удалось образовать устойчивую коалицию

Были ли у "Яблока" договоренности с "Единой Россией" по Брянщине, не до конца ясно. В целом же, полагают эксперты, своему проигрышу на выборах в регионах партия обязана не закулисной борьбе, а неясной политической позиции.

Внесистемная оппозиция оказалась не готова к выборам, за год существования она так и не смогла предложить четкой и внятной программы - за исключением Барнаула и Химок, заявил "Ведомостям" замсекретаря генсовета "Единой России" Андрей Исаев. А политолог Евгений Минченко уверен, что непримиримая оппозиция шла на выборы, чтобы продолжить обличать власть, а это не тот позыв, который выводит электорат на участки.

Член бюро "РПР-Парнаса" Константин Мерзликин согласен с тем, что партия пока не заняла свою политическую нишу: лидеры партии узнаваемы, но бренд РПР молод, люди не идентифицируют с ним определенную систему ценностей - отметил он.

Да и в умении образовывать коалиции внесистемщикам, похоже, еще есть, чему поучиться у партии власти. Договоренности - списки "Яблока" и "РПР-Парнаса" формировались с участием представителей "Демвыбора" - не уберегли партии от конфликта на локальном уровне: в Первоуральске партии не поделили популярных в городе кандидатов, которые предпочли "Яблоко", в итоге РПР подала в суд, требуя снять с выборов список "Яблока", однако получила отказ, а на выборах набрала менее 1%, отмечают "Ведомости".

Издание подытоживает: одно место в горсовете Барнаула у "РПР-Парнаса", по одному - в гордумах Ярославля, подмосковного Электрогорска и свердловского Березовского; четыре в Первоуральске под Екатеринбургом у "Яблока" - таковы главные победы непарламентских оппозиционных партий на региональных выборах 14 октября.