Президент Владимир Путин считает так же. Он "категорически" против иностранного финансирования политической деятельности, подразумевая под политической деятельностью работу неправительственных организаций и гражданские инициативы. "Мы не допустим этого", – предупредил Путин в июле. Сейчас за словами должны последовать действия.
На прошлой неделе Кремль внес на рассмотрение в парламент законопроект, который предусматривает контроль как за российскими гражданскими инициативами, так и за иностранными фондами, группами по защите прав человека и организациями помощи. Бывший советник президента Георгий Сатаров считает их "последней независимой частью российского общества".
Если законопроект будет принят (это может произойти уже к 1 января 2006 года), всем общественным организациям придется заново регистрироваться в министерстве юстиции. В законопроекте перечисляются все формальности, по которым в регистрации может быть отказано, например, в случае если "оскорбляется мораль, национальные или религиозные чувства граждан". Также впредь общественные организации должны будут давать на проверку всю свою бухгалтерию. (Перевод на сайте Inopressa.ru)
Если будут установлены нарушения, организация по требованию министерства юстиции или генеральной прокуратуры может быть распущена. На гражданские инициативы и без того уже оказывается сильное давление. "После того как мы выступили за переговоры с чеченскими сепаратистами, генеральная прокуратура, министерство финансов и милиция начали проверять, не совершали ли мы экономических преступлений", – говорит Валентина Мельникова из Комитета солдатских матерей России.
Правозащитная организация "Мемориал" ждет, какие "требования предъявит министерство финансов после полугодовой проверки", – говорит председатель "Мемориала" Арсений Рогинский. Светлана Ганнушкина, представляющая "Гражданское общество", считает, что единственной целью нового закона является "создание достаточного количества поводов, чтобы в случае необходимости разгромить любую неправительственную организацию".
Это касается и иностранных инициатив. Будь то фонд Фридриха Эберта или "Врачи без границ", никто не сможет больше работать как филиал западной головной организации, все должны будут заново зарегистрироваться в соответствии с российским законодательством, а это означает, что иностранные организации окажутся в ситуации такого же всеобъемлющего контроля, как и российские.
"Этот закон очень осложнил бы нашу работу или вообще сделал ее невозможной", – говорит Йенс Зигерт из московского офиса фонда Генриха Белля. "Если закон будет принят, нам придется закрыть представительство или забыть о независимой работе", – говорит Александр Петров из организации Human Rights Watch.