В ходе заседания во вторник в суде со своей позицией выступили заявители - представители "Союза правых сил", которые подали 14 жалоб в КС, и житель Тюменской области Владимир Гришкевич. Кроме того, в ходе заседания в суде выступила представитель Госдумы в Конституционном суде Елена Мизулина, сообщает "Интерфакс".
Заявители напомнили о решениях КС 1996 и 2002 годов, которыми составные части новой процедуры избрания губернаторов были признаны нелегитимными. В ответ представитель Госдумы в КС Елена Мизулина разъяснила судьям, что они должны забыть об этих решениях ради "стабильной политической ситуации во всех уголках России", пишет "Коммерсант".
Перед началом рассмотрения дела по существу заявители внесли ходатайство о вызове ряда свидетелей, которые, по их мнению, могли бы прояснить обстоятельства принятия в декабре 2004 года поправок к закону "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ". Как пояснил секретарь политсовета СПС Борис Надеждин, это нужно для выяснения причин "изменения баланса ценностей в стране" и уяснения целей и обстоятельств принятия поправок.
"Предлагаю вызвать президента Владимира Путина, главу администрации президента в 2004 году Дмитрия Медведева и его заместителя Владислава Суркова", – заявил Надеждин.
Заодно он предложил разобраться, почему несколько законодательных собраний (ЗС) сначала проголосовали против проекта данного закона, а потом передумали.
"Видимо, в промежутке с ними хорошо поработали из администрации президента", – предположил Борис Надеждин.
Заявители также ходатайствовали о приостановлении применения оспариваемого закона до вынесения решения по делу.
В ответ представители Совета федерации, Госдумы и президента в КС Юрий Шарандин, Елена Мизулина и Михаил Кротов заявили ходатайства о прекращении рассмотрения дела по второму и третьему из оспоренных заявителями полномочий президента. По их мнению, заявители могут оспаривать только те нормы закона, которые непосредственно нарушают их права.
Жалобы тюменца Владимира Гришкевича и 58 членов СПС основаны на отказе региональных избиркомов зарегистрировать инициативные группы по проведению региональных референдумов по вопросу о восстановлении всенародных выборов губернаторов. В жалобе оспариваются три полномочия президента: право вносить кандидатуру главы субъекта РФ в региональный парламент, право отстранять губернатора от должности и право распускать региональный парламент в случае двукратного отклонения предложенной президентом кандидатуры.
После полуторачасового совещания судьи отказали в вызове свидетелей и приостановлении действия закона, а решение о прекращении дела по второму и третьему пунктам жалобы пообещали принять "по результатам рассмотрения дела в ходе заседания". После этого слово дали Владимиру Гришкевичу.
"Я два раза голосовал на выборах тюменского губернатора, а теперь я этого права лишен, – отметил он. – Скажу прямо, я не являюсь политическим сторонником президента и стараюсь держаться подальше от "Единой России". Поэтому для меня в ближайшее время нет возможности поддержать на этот пост кого-либо из моих сторонников. А выборы губернатора в ЗС происходят под угрозой его роспуска, поэтому в них отсутствует свобода выбора, да и сам элемент выбора".
Борис Надеждин заявил, что закон нарушил его "конституционное право жить в федеративном государстве". Он также напомнил, что оспариваемые нормы уже были предметом рассмотрения КС: в 1996 году суд признал неконституционным избрание главы Алтайского края региональным парламентом, а в 2002 году по запросу парламента Якутии постановил, что роспуск ЗС президентом возможен, только если депутаты нарушили закон. Но для этого необходимо как минимум два решения суда и принятие отдельного федерального закона. Теперь же, полагает господин Надеждин, речь идет о "роспуске парламента по политическим мотивам, без решения суда".
Третий представитель заявителей адвокат Вадим Прохоров обратил внимание суда на порядок принятия закона: "Можно говорить о противоречии принятия документа закону о КС, ведь имело место принятие законодательного акта, который уже был признан КС неконституционным!"
Елена Мизулина попросила заявителей прояснить, как именно были нарушены их права нормами об отставке губернатора и роспуске парламента, если выносить эти вопросы на референдум никто не собирался.
"Что греха таить, – сознался Надеждин, – мы инициировали референдум специально для того, чтобы дойти до КС, все другие способы "отстреливают" на дальних подступах".
"То есть вы говорите, что никаких нарушений прав граждан не было, а вы это специально сделали для обращения в КС?" – оживился представитель президента Михаил Кротов.
"Нет, были, конечно. Мне нужно, что ли, повторить свое выступление сначала?" – парировал заявитель Надеждин.
Ближе к вечеру слово дали представителю стороны, принявшей оспариваемый акт. Елена Мизулина разъяснила, почему решение 1996 года нельзя применять к нынешней ситуации. По ее мнению, тогда отсутствовал федеральный закон "Об общих принципах...", поэтому КС, оценивая баланс полномочий двух ветвей власти, констатировал, что избрание губернатора региональным парламентом создает перекос в пользу последнего.
"Тогда оценивался порядок избрания главы региона законодательным собранием,– сообщила представитель Думы. – Сегодня же в этой процедуре принимает участие президент, гарантирующий независимость губернатора от ЗС!"
Затем Мизулина напомнила судьям о трагедии Беслана, отметив, что в то время у президента страны не было возможности отправлять в отставку глав регионов.
"Россия не Швейцария, к сожалению, – сообщила она. – Это наш крест. И если мы хотим, чтобы во всех уголках России была стабильная политическая ситуация, мы должны согласиться с издержками при введении новой системы назначения губернаторов".
Правда, о том, что жители Беслана в течение нескольких месяцев требовали отставки президента Северной Осетии, а Владимир Путин, даже получив такое право, к их требованиям не прислушивался, Мизулина предпочла умолчать.
Как ожидается, в среду Мизулина продолжит свое выступление, после чего со своей позицией выступит представитель президента РФ в КС Михаил Кротов и представитель Совета Федераций Юрий Шарандин.