Идею поддерживают в Кремле, сказал "Ведомостям" чиновник администрации. О разработке таких поправок в регламент два депутата из думского руководства сообщили еще в июне, после "итальянской забастовки", которую устроили эсеры, чтобы помешать единороссам принять антимитинговый закон. Как известно, мера мало чем помогла - закон все же был принят, просто заседание продлилось до полуночи.
Инициатор "итальянского троллинга" Илья Пономарев доставил единороссам неприятностей и в минувшую пятницу, когда с трибуны припомнил им их "народное" прозвище "жулики и воры". Спикер Сергей Нарышкин пообещал поставить вопрос о поведении эсера на комиссии по этике, а сильно оскорбившийся вместе с депутатами ЕР лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал лишить Пономарева мандата.
Таким образом, уже осенью, по словам одного из депутатов в думском руководстве, могут быть востребованы давние разработки председателя комиссии по этике единоросса Владимира Пехтина, позволяющие лишать депутатов мандата без суда. Поводом могут стать:
- неоднократные взыскания комиссии за злостное непосещение заседаний палаты или комитета;
- публичные выступления депутата в СМИ, в которых тот допускает "некорректные высказывания, дискредитирующие парламент или имеющие антигосударственную направленность";
- отказ декларировать свои доходы или выезд за границу по личным нуждам по диппаспорту.
Депутат-коммунист Вадим Соловьев высказал мнение газете, что лишение мандата по усмотрению палаты в условиях монополии партии власти означает зачистку Думы от неугодных депутатов, что противоречит духу и нормам Конституции. А надзор за посещением может ударить по самим единороссам: многих из них не было в зале, когда думское большинство протаскивало закон о митингах.
Вслед за НКО в "иностранные агенты" хотят записать негосударственные СМИ
В свою очередь "Известия" узнали, что осенняя сессия Госдумы начнется с разработки специального закона об "иностранных агентах" для средств массовой информации. Подобные меры, напомним, уже приняты по отношению к некоммерческим организациям (НКО).
Два депутата-единоросса, Владимир Бурматов и Илья Костунов, пояснили изданию, что многие СМИ финансируются из-за границы, вмешиваются в политику и выполняют функции рупора иностранной пропаганды. Но поскольку в массе своей они являются коммерческими юридическими лицами, то не подпадают под нормы закона об НКО и, соответственно, не могут получить статус "иностранных агентов".
Суть поправок, по словам единороссов, будет сводиться к следующему. Если СМИ получают зарубежное финансирование в размере 10% от своего бюджета, то их не обязательно записывать в "иностранные агенты", но, если оно превышает 50%, значит, меценаты за пределами России уже фактически будут контролировать редакционную политику издания. К таким СМИ можно применить статус "иностранного агента".
Согласно комментарию того же Ильи Пономарева, после принятия закона об НКО это вполне логичный шаг власти. "Все идет к ужесточению", - констатировал он, считая это недальновидным решением власти. "Наш народ на выдумку хитер и найдет способ обойти закон. Мы тем самым вынуждаем людей массово нарушать законодательство", - заключил он.
Отметим, СМИ уже и так считают, что их зажимают в тиски принятием закона о клевете. В пятницу, когда единороссы опять же в одиночку принимали его во втором и окончательном третьем чтении, Госдуму пикетировали журналисты целого ряда известных печатных и интернет-изданий. Они уверены, что возвращение уголовной ответственности за клевету позволит задушить свободную прессу.
Против закона выступил председатель Союза журналистов Всеволод Богданов. "Меньше года назад в Уголовном кодексе статья о клевете уже была. Ее отменили. И что произошло за минувшее время? Может быть, есть судебная статистика? Может быть, оказалось, что смягчение репрессивной политики трагическим образом отразилось на нравах отечественной прессы и отдельных граждан? Тогда назовите цифры и факты и дайте над ними спокойно подумать", - призывает он в своем заявлении.
"Президент предложил заменить тюремные санкции на штрафные, депутаты с ним молниеносно согласились. Но суммы штрафов назначены такие, каких ни один осужденный по новой статье журналист выплатить не сможет - придется заложить дом, мебель, жену, детей... У меня и моих коллег есть и еще замечания, еще вопросы. К сожалению, при подготовке закона к нам (и вообще к кому-либо из профессионалов) разработчики обратиться не сочли нужным", - посетовал Богданов.