Перед оглашением приговора политику дадут выступить с последним словом. Адвокат Навального Ольга Михайлова сообщила "Открытым медиа", что оппозиционер уже сегодня был готов выступить с последним словом, но суд перенес заседание по непонятным причинам.
Прокурор Екатерина Фролова запросила для Навального по делу о клевете 950 тысяч рублей штрафа. Обвинение также просит выделить материалы дела в ГСУ СК по Москве для проверки на предмет оскорбления Навальным судьи и участников процесса.
После выступления Фроловой слово взял Навальный. "Лучший момент речи [прокурора] был о том, что дело заставило ее вспомнить о чести и достоинстве. Работа помощником прокурора Москвы предполагает, что ни в какой другой момент ты о чести и достоинстве не помнишь", - цитирует его "Медиазона".
Политик заявил, что это не первое сфабрикованное дело, но "работа по фабрикации дел должна была привести к тому, что они должны стать лучше "с точки зрения придумывания". Но над этим делом с самого начала смеялся любой юрист".
"Сведения о лице невозможно распространить, не упоминая этого лица. Они притащили какого-то эксперта. Какую то девочку из университета под контролем СК. А мы подумали: а мы против этой девочки выставим профессора, на которого она ссылается. Даже ваша девочка, стоя на трибуне, сказала: там нет распространения сведений, там есть оценочные суждения", - сказал Навальный.
По его мнению, в деле "каждый второй документ подделан". "Документы явно и небрежно подписаны другими людьми. Вы постоянно доставали новые и новые документы", - заявил оппозиционер, отметив, что обвинение не предоставило доказательств обратного, а просьба о проведении почерковедческой экспертизы была отклонена.
Навальный напомнил, что на прошлом заседании суда прокурор принесла заявление ветерана Игната Артеменко и не объяснила, откуда оно. Политик уверен, что подпись ветерана на этом заявлении подделана, передает "Медуза". После этого Навальный пересказал анекдот, который прочел в СИЗО в стопке писем.
"Человек засовывает руку в карман, нащупывает там презерватив. Достаёт - а там пакетик чая. Оказывается, я еще более скучный человек, - думает человек. А прокурор Фролова не скучный человек. Она сует руку в карман и достает новое заявление от Артеменко", - сказал Навальный.
"Я же здесь внука, этого недобитого торговца дедом, не зря спрашивал про доходы. Не потому что я его хочу уличить в том что он не платит налоги - я вам показывал и доказывал, что это семейство торгует дедом постоянно. У человека доход три тысячи рублей в месяц, у жены - 1900 в месяц, а он покупает себе кабриолет и мерседес. У меня доходы больше, и я себе таких машин позволить не могу", - отметил Навальный, говоря о родственниках ветерана.
Он добавил, что внук Артеменко принял участие во многих телешоу. "Везде его показывают, подписывают: "внук ветерана". Уже отдельное звание появилось в стране, и смотреть на это отвратительно", - сказал политик.
Напоследок Навальный заявил, что каждый момент дела о клевете является "юридической бессмыслицей", и попросил у судьи "хороший рецепт" для засолки огурцов.
"Знаете, я уже почти месяц сижу и такая вышла штука, нету соли в камере. Я ее заказываю в ларьке, ее не везут, заказываю еще раз, не везут, жену прошу, закажи соль, она заказала, а ее не везут. Заказываю огурцы - везут, полно уже навезли. Вчера открывается окошечко и мне передают три килограмма соли. И поскольку о юридических вещах с вами говорить бессмысленно, может быть, вы знаете хороший рецепт для огурцов и соли? Только учтите, лаврового листа тоже нет".
Адвокат Навального Ольга Михайлова потребовала прекратить уголовное дело в отношении политика. Защита считает, что Навальный распространил оценочные суждения, а не факты, и их нельзя проверить на соответствие действительности. Михайлова отметила, что Артеменко участвовал в политической рекламе, ветеран в заголовке ролика RT не упоминался, но теперь обвинение делает вид, что Навальный оклеветал именно ветерана.
"Каждая страница дела просто кричит: ветеран, ветеран, ветеран. Однако юридически дело о клевете не имеет никаких требований от потерпевшего, - отметил адвокат Вадим Кобзев. - Он может быть ветераном, домохозяйкой, студентом. С юридической точки зрения это неважно. Одно физическое лицо говорит что-то в отношении другого. Это может быть клеветой или нет. И совсем неважно, ветеран ли потерпевший. Субъективное восприятие какими-то людьми слов Навального не может стать основанием для возбуждения дела".
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал суд над Алексеем Навальным по делу о клевете в адрес ветерана словами: "Оскорблять ветеранов в этой стране, по меньше мере, нельзя". Эта реплика прозвучала в ходе ответ на вопрос Life Shot, сложно ли подбирать "синонимы" к фамилии Навального, упоминания которой в Кремле всячески избегают.
В качестве примера корреспондент привел такие выражения, как "берлинский пациент" и "сиделец в СИЗО". "Ну, он же в СИЗО, и он осужден. Можно выбирать между "сидельцем в СИЗО" и "осужденным". В эти дни еще и подсудимый", - отметил Песков. Комментарий он давал в стенах Российского военно-исторического общества, глава которого Владимир Мединский вручил Пескову удостоверение почетного члена РВИО.