Исполнительный директор организации Светлана Астраханцева рассказала "Коммерсанту", что в последний раз МХГ обращалась за финансовой помощью к россиянам в 2012 году после принятия закона об "иностранных агентах". Тогда правозащитники отказались даже от согласованных контрактов с внешними источниками и с тех пор не обращаются за иностранным финансированием.
По словам Астраханцевой, для "минимального" функционирования МХГ нужно около 1,8 млн рублей в год. Эти средства пойдут на зарплату для двух сотрудников, уплату налогов, хозяйственные нужды и почтовые отправления. С 1 декабря не продлены контракты с 11 сотрудниками МХГ, единственный оставшийся юрист работает на волонтерских началах.
Член Совета по правам человека Николай Сванидзе на недавней встрече с президентом РФ Владимиром Путиным рассказал ему, что МХГ впервые не получила президентский грант и существует на средства от продажи коллекции гжели по завещанию главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, которая скончалась 8 декабря 2018 года.
"Все это в совокупности, к сожалению, воспринимается не иначе как форма репрессий, планомерное удушение российского независимого правозащитного движения", - констатировал Сванидзе. Предполагалось, что с законом об "иноагентах" зарубежные источники финансирования заменят государственные фонды, но пример МХГ показал, что "если ты говоришь не то, что от тебя хотят, тебя лишают пайки", отметил в разговоре с газетой председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.
Между тем из-за сокращения числа правозащитных организаций в России в МХГ стало поступать больше обращений: в этом году их число может достигнуть 650, тогда как за прошлый год поступило 450.
"Сейчас под серьезным давлением находятся очень многие наши коллеги - уважаемые правозащитные институции и организации, которые демонстрируют свою независимость, и мы обращаемся за поддержкой к нашим согражданам, к тем, кто, как и мы, считают, что старейшая правозащитная организация должна продолжать свою работу", - говорится на сайте МХГ.
Правозащитники подали заявку на участие в новом грантовом президентском конкурсе, но не уверены, что у МХГ сохранится та поддержка, которая существовала при жизни Людмилы Алексеевой. При этом организация готова продолжить работу даже при худшем сценарии - если МХГ "закроют, сделав иностранными агентами и разорив штрафами, что в наших условиях вполне реально".