"Мы прекратили адвокатский статус Стебенева за нарушения им закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" и Кодекса этики адвоката", - цитирует "Интерфакс" сообщение члена Адвокатской палаты Москвы Генри Резника.
По словам Резника, Стебенев, представляя интересы Давыдовой по назначению, "ненадлежаще оказывал юридическую помощь". "Он не обжаловал постановление об аресте, а в своих комментариях встал на сторону обвинения", - пояснил представитель Адвокатской палаты.
Ранее квалификационная комиссия Адвокатской палаты Москвы признала нарушение Стебеневым кодекса профессиональной этики. В частности, он несвоевременно занялся обжалованием ареста своей подзащитной, не сразу сообщил следствию о наличии у Давыдовой семерых детей. Кроме того, защитник в многочисленных комментариях СМИ говорил, что уголовное дело в отношении жительницы Смоленской области "в любом случае не на ровном месте возбуждено".
"Адвокатская палата выявила нарушения. Лишили статуса. Я собираюсь жить дальше", - сказал сам Стебенев в комментарии РБК. "Оспаривать решение палаты пока не собираюсь. Я пока об этом не думал. Но там сидят уважаемые люди, им виднее", - добавил он.
Ранее юрист объяснял свое нежелание обжаловать решение суда об аресте Давыдовой стремлением избежать "шумихи в прессе". "Мы поговорили на этот счет, она говорит, что обжаловать не надо. Так как все эти заседания и шумиха в прессе - лишняя психологическая травма для ее детей", - говорил он журналистам. Тот факт, что он не обсуждал со следствием многодетность своей подзащитной, Стебенев объяснял отсутствием документальных подтверждений.
За последнее время Андрей Стебенев участвовал по крайней мере в трех делах о госизмене. Его подзащитными, помимо Светланы Давыдовой, были бывший сотрудник Московского патриархата Евгений Петрин и Геннадий Кравцов, которого обвиняют в передаче секретных данных на Запад.
Как отмечает член Общественной наблюдательной комиссии Москвы Зоя Светова в статье для "Открытой России", адвокаты по назначению зачастую вместо помощи подзащитным действуют в пользу следствия.
"Институт адвокатуры по назначению известен в России еще со времен присяжной адвокатуры, такой же институт существует во всех нормальных адвокатских структурах по всему миру: это право бедного на защиту", - поясняет член квалификационной комиссии Адвокатской палаты Москвы Константин Ривкин. В Кодексе адвокатской этики оговорено, что с точки зрения добросовестности защита по соглашению и назначению не должна отличаться.
Адвокаты, работающие по назначению, финансируются из двух источников - из госбюджета и за счет отчислений от гонораров тех адвлкатов, которые отказываются работать таким образом. За один рабочий день они получают от 275 до 1200 рублей, в ночное время - вдвое больше. При этом адвокат получает оплату за полный день, даже если потратил на работу по делу час или два.
"Такие адвокаты, в зависимости от их добросовестности или недобросовестности, работают или нет. Бывает, что делают вид, что изучили дело. Судья спрашивает, какое у этого адвоката отношение к тому или иному ходатайству, он, как правило, отвечает что-то бессодержательное, то есть имитация деятельности налицо", - отмечает Ривкин.
Говоря о том, как следует поступать задержанному, обвиняемому или арестованному, если предоставленный государством адвокат вызывает сомнения, адвокат Иван Павлов (с которым заключил соглашение муж Светланы Давыдовой) советует добиваться возможности выбрать защитника самостоятельно. "Первым делом позаботиться о том, чтобы осуществить выбор защитника самостоятельно либо доверить приглашение адвоката родственникам. Отказаться от назначенного адвоката, назвать фамилию любого известного адвоката, который мог бы по крайней мере стать посредником в поиске другого независимого защитника: если сам не возьмется, то кого-то посоветует. Выбирать защитника гражданин имеет право самостоятельно, а не по наводке своего оппонента-следователя. Но ведь не только следствие использует возможность повлиять на адвоката, даже суды иногда не пренебрегают возможностью пригласить адвоката, который будет помогать суду как можно быстрее провести дело и закончить его приговором", - говорит он.
Добавим, Андрей Стебенев, лишившись статуса адвоката, имеет право продолжить работать по гражданским делам по доверенности и продолжать юридическую практику.