Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов после встречи с генеральным прокурором Юрием Чайкой направил Владимиру Путину письмо, в котором сообщалось о тревожной ситуации в российских следственных изоляторах
© РИА Новости / Григорий Сысоев
Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов после встречи с генеральным прокурором Юрием Чайкой направил Владимиру Путину письмо, в котором сообщалось о тревожной ситуации в российских следственных изоляторах. Основными проблемами назывались переполненность и плохие условия содержания заключенных. Это обусловлено необоснованными массовыми задержаниями подозреваемых, которых могут содержать под стражей даже за недоказанные мелкие преступления. Напомним, что в Общественной палате недавно призывали выяснить причины смерти 81-летней блокадницы Раузы Галимовой - в этом случае принятые меры (пожилую женщину увезли в УВД за то, что она забыла под своей сумкой пачку масла) также не соответствовали обстоятельствам дела.

В ОП подготовлено экспертное заключение к проекту "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс" и статью 49 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (о полномочиях прокурора при избрании меры пресечения)", говорится на официальном сайте организации. Секретарь просит президента "дать поручение соответствующим органам власти рассмотреть законопроект с целью его скорейшего принятия". Члены ОП ратуют за то, чтобы вернуть прокурорам реальные полномочия на этапе принятия судом решения о мере пресечения. Как объясняет в своем письме Бречалов, полномочия прокуроров на предварительном этапе следствия очень незначительны, а следователь практически всегда ходатайствует о заключении подозреваемого под стражу. В 90% случаев суд его поддерживает. Законодательные нормы сегодня таковы, что большое количество людей, чья вина не доказана, все равно сидят в СИЗО, отмечают в ОП.

Еще раньше члены палаты предлагали законодательно запретить ФСИН принимать заключенных свыше установленного лимита - об этом заявлял заместитель Бречалова Александр Музыкантский на слушаниях в ОП 2 декабря 2014 года. Он обращал внимание на то, что ЕСПЧ вынес более 80 решений по нарушениям, касающимся содержания заключенных в камерах. Члены палаты также заявляли, что зачастую решение о заключении под стражу принимается автоматически и формально: судья не учитывает все обстоятельства дела, а следствие обосновывает заключение наличием у обвиняемого загранпаспорта.

По мнению ФСИН, главной причиной переполненности и плохих условий содержания людей в СИЗО является практика заключения подозреваемых, обвиняемых в преступлениях небольшой и средней тяжести. По словам первого заместителя директора ФСИН Анатолия Рудого, в России есть 213 СИЗО с лимитом наполнения 117,4 тыс. человек. В них содержится 109,2 тыс. человек, то есть 93% лимита. Помимо этого, правозащитники говорят и о плохих условиях содержания - например, недавно члены ОП посетили СИЗО N1 города Челябинска, где подтвердили обоснованность жалоб заключенных, сообщало в декабре 2014 года "Эхо Москвы".

Особо сложная ситуация наблюдается в столичных СИЗО. Еще в июне прошлого года палата заявляла, что изоляторы Москвы переполнены на 25% - при лимите в 8657 мест них содержится 10 927 человек. К такому выводу члены ОП пришли после посещения столичного СИЗО-2 "Бутырка". Тогда заместитель прокурора Москвы Борис Марков согласился с тем, что от 15 до 20% людей находятся под стражей необоснованно. Отметим, что недавно правозащитники и представители ФСИН посетили московский СИЗО-1 "Матросская тишина", в котором содержится украинская летчица Надежда Савченко. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства. Также в конце января ФСИН подвела итоги конкурса "Лучший следственный изолятор" за 2014 год. Победителем стал СИЗО N1 города Красноярска, условия содержания в котором ЕСПЧ признал "пыточными" восемь лет назад.