Новый адвокат Заура Дадаева, главного обвиняемого по делу об убийстве Бориса Немцова, заявил журналистам, что его подзащитный хочет дать новые показания о своей невиновности
© РИА Новости / Максим Блинов
Новый адвокат Заура Дадаева, главного обвиняемого по делу об убийстве Бориса Немцова, заявил журналистам, что его подзащитный хочет дать новые показания о своей невиновности.

Дадаев опроверг то алиби, которое изначально указал в материалах дела его адвокат по назначению Иван Герасимов, написав, что Дадаев в момент убийства Немцова находился в ресторане на улице Нежинской в Москве, поведал РБК теперешний защитник предполагаемого киллера Шамсудин Цакаев после посещения своего клиента в СИЗО "Лефортово".

"У нас есть другое алиби, которое мы пока не будем раскрывать в интересах защиты", - сказал Цакаев. По его словам, Дадаев настаивает, что вообще не посещал ни Красную площадь, ни место жительства политика, ни место его убийства на Москворецком мосту.

- Путин высоко оценил оперативность ФСБ и МВД в деле Немцова

Также, по словам Цакаева, Дадаев заявил, что после задержания в Ингушетии от него под пытками требовали дать показания против бывшего сослуживца, командира роты батальона "Север" Руслана Геремеева, который жил вместе с Дадаевым в Москве. Дадаев, задержанный в Грозном, был доставлен в Москву после того, как согласился дать признательные показания, готовый текст которых, по словам защитника, его клиенту принесли еще перед допросом.

Дадаев утверждает, что "Русика" выдумали его мучители

Согласно его рассказу, следствие требовало от Дадаева показаний против Геремеева, но в тексте уже фигурировал некий "Русик": человек, который якобы предоставил пистолет и машину для совершения преступления. "Такого человека, Русика, не существует, это мифический персонаж, его придумали те, кто меня пытал, - пересказывает слова Дадаева адвокат. - Я бы никогда не назвал Геремеева Русиком, для меня он старший по званию и по возрасту". Дадаев утверждает, что друг друга они называли по именам либо по позывным.

По словам Цакаева, в столице Дадаев находился в отпуске и действительно жил в квартире Геремеева на улице Веерной, но в этой квартире останавливались и другие сослуживцы, а также родственники Геремеевых. По данным прессы, Руслан Геремеев, недавно допрошенный в качестве свидетеля по делу об убийстве Немцова, возможно, уже покинул Россию.

Подписать протокол допроса Дадаев согласился в обмен на освобождение своего друга и сослуживца Руслана Юсупова, который был задержан вместе с ним в Ингушетии, после чего его с мешком на голове доставили в Москву 7 марта, рассказал Цакаев. Но уже на следующий день в Басманном суде, где решался вопрос об аресте Дадаева, тот пытался заявить о своей невиновности и применении пыток к нему, добавил защитник.

Также он утверждает, что из СИЗО Дадаев написал главе Чечни Рамзану Кадырову: "Я этого не делал", - подразумевая убийство Немцова. На вопрос, почему именно его сделали главным фигурантом дела, сам Дадаев затрудняется ответить, говорит Цакаев. "С учетом тех показаний, которые требовали от обвиняемого, можно предположить, что это выгодно недоброжелателям руководства республики", - предположил адвокат.

Сейчас сторона защиты подала ходатайства и требует повторно допросить Дадаева, подытожил Цакаев. Ранее он заявил, что Дадаев готов доказать свою невиновность на полиграфе.

Путин высоко оценил оперативность ФСБ и МВД в деле Немцова

Тем временем президент Владимир Путин в ходе своей прямой линии 16 апреля высоко оценил оперативность силовиков в расследовании убийства Немцова.

"Не хотел бы сказать лишнего, чтобы не раскрывать современных методов работы наших следственных органов, но в целом вопрос был решен в течение нескольких часов. И в этом смысле они работали хорошо и оперативно. Причем сразу по нескольким каналам разные службы вышли на один и тот же результат", - цитирует "Интерфакс" ответ Путина на вопрос Ирины Хакамады.

"Буквально через день, полтора максимум, следователям и ФСБ, и МВД уже были известны имена исполнителей, вопрос был в том, где и как их арестовать", - пояснил президент. "И надо отдать должное нашим специальным органам, это абсолютно объективные данные, связанные не только с камерами наблюдения, но и с большим количеством возможностей, которые у них появились в последнее время", - отметил Путин.

"Вопрос, удастся ли выйти на заказчиков, есть ли заказчики, я пока не знаю. Это, конечно, станет известно в ходе той работы, которая сейчас ведется", - пообещал он.

Адвокату из "Комитета против пыток" запретили встречаться с Дадаевым

Тем временем Следственный комитет запретил встречаться с Дадаевым в СИЗО другому адвокату - Евгению Губину, привлеченному правозащитной организацией "Комитет против пыток". Об этом сообщил сам Губин "Эху Москвы".

Он считает запрет незаконным, его жалоба на действия следователя будет рассматриваться в Басманном суде 22 апреля, передает радиостанция.

По словам его коллеги Цакаева, Дадаев, оказавшись в московском СИЗО, написал несколько жалоб - генпрокурору, председателю СКР и в "Комитет против пыток".

Ранее председатель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Антон Цветков заявил РБК после посещения Дадаева в СИЗО 11 марта, что проверка на выявила следов пыток на теле Дадаева. "Сам он говорит, что его пытали электротоком, но меток от электротока мы не заметили, а следы от наручников тоже могут быть результатом задержания", - отметил тогда Цветков.

Между тем журналистам удалось выяснить некоторые данные из показаний экс-офицера батальона "Север" Дадаева, который сперва признался в убийстве Немцова, но потом отказался от своих слов. Как оказалось, Дадаев рассказал, что стрелял в свою жертву из одного пистолета с расстояния около пяти метров, но при этом не смог вспомнить, сколько точно выстрелов произвел.

По версии следствия, в Немцова, поздно вечером 27 февраля возвращавшегося к себе домой с украинской моделью Анной Дурицкой, стрелял Дадаев, выпустив в политика шесть пуль, четыре из которых достигли цели. При этом сослуживцы Дадаева по батальону "Север" отмечали, что тот вряд ли бы промахнулся, стреляя со столь близкого расстояния. Эксперты отмечали, что, судя по видеозаписи, убийство заняло несколько секунд, и недоумевали, как удалось за такое короткое время сделать шесть выстрелов. Впрочем, не исключалась версия, согласно которой Дадаев стрелял из двух пистолетов.

Напомним, по делу об убийстве Немцова арестованы, помимо Дадаева, еще четверо - Анзор Губашев, Хамзат Бахаев, Тамерлан Эскерханов и Шадид Губашев. В начале апреля Басманный суд Москвы повторно заключил под стражу фигурантов дела, арест которых из-за нарушения порядка избрания меры пресечения ранее отменил Мосгорсуд.

При этом обвинение во многом строится именно на признательных показаниях Дадаева. Между тем у других фигурантов дела, по словам их адвокатов, также имеются алиби. Эскерханов заявлял, что во время совершения преступления находился в ресторане в районе Красной Пресни. Бахаев, по утверждению его адвоката, в тот момент, когда на мосту прозвучали выстрелы, встретился с девушкой на станции метро "Кунцевская", а затем двое суток выходил из квартиры только за продуктами и выкинуть мусор - это следует из показаний свидетельницы, которую нашел и опросил защитник.

Россия не спешит платить 120 тысяч евро тете Дадаева по решению ЕСПЧ

На этом фоне Минюст России обжаловал решение Европейского суда по правам человека о выплате 120 тысяч евро родственнице Заура Дадаева, арестованного по обвинению в убийстве Немцова.

"Постановление ЕСПЧ от 15 января 2015 года по жалобе N67305/10 "Дадаева против России" 14 апреля 2015 года обжаловано в соответствии со статьей 43 Конвенции о защите прав человека и основных свобод", - цитирует "Интерфакс" ответ пресс-службы министерства на свой запрос по этому поводу.

Ранее Минюст сообщал, что до 15 апреля обжалует решение ЕСПЧ, а по итогам рассмотрения обращения Страсбургским судом будет решен вопрос о выплате присужденной им компенсации.

В марте газета "Коммерсант" сообщила, что тетя предполагаемого киллера Немцова Лариса Дадаева в январе отсудила у России через ЕСПЧ 120 тысяч евро. По данным издания, женщина обратилась в ЕСПЧ в связи с похищением ее мужа Майрбека Шаванова и его брата Асламбека Шаванова сотрудниками российских спецслужб в ходе спецоперации в селе Алхазурово в рамках чеченской кампании 2001 года. С тех пор женщина их не видела, писала газета. По ее сведениям, Лариса Дадаева в настоящее время проживает в Бельгии.

Дело "Дадаева и другие против РФ" было объединено с еще несколькими аналогичными жалобами на похищения, происходившие во время второй чеченской кампании. Иск в ЕСПЧ подавала также семья Беслана Шаванова - подозреваемого в убийстве Немцова и погибшего в Грозном при задержании, отмечалось в статье.