Копию одного из первых ответов РКН предоставил юрист Хусен Даурбеков, собиравший письма жителей Ингушетии и составлявший для них обращения в службу, пишет газета. Из документа, подписанного главой республиканского управления РКН Асланом Колоевым, следует, что сотовые компании получили требование об отключении мобильного интернета во всей Ингушетии с 4 по 17 октября на основании "мотивированного решения правоохранительных органов". При этом ведомство не будет наказывать операторов, которые следовали статье 64 закона РФ "О связи".
В РКН и сотовых компаниях не раскрыли, какая именно правоохранительная структура обратилась к операторам и чем мотивировала свое требование. "Речь идет о вопросах защиты конституционного строя. Фиксировались высказывания, которые можно квалифицировать как призывы к массовым беспорядкам", - сказал собеседник издания в силовых структурах.
Дни, когда Ингушетия осталась без мобильного интернета, совпали по времени с массовыми акциями протеста против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней, подписанного 26 сентября главами республик Юнус-Беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым. 4 октября договор синхронно ратифицировали парламенты обоих регионов. С этого дня по 16 октября в столице Ингушетии Магасе проходил круглосуточный митинг протеста. Из-за выключенного мобильного интернета Wi-Fi во всех заведениях в центре Магаса почти всегда был перегружен.
Это привело к массовому недовольству местных жителей, которые жаловались, что не могут "даже вызвать такси, не говоря о нормальном общении". По словам Даурбекова, от абонентов МТС, "Билайн" и "МегаФон" поступило около 600 жалоб на отключение мобильного интернета, 40 из них были направлены в Роскомнадзор.
Теперь авторы жалоб намерены обратиться в суд, чтобы взыскать с операторов убытки от отключения и раскрыть суть "мотивированного решения" правоохранителей. "Мы не надеемся на полный успех, но намерены хотя бы понять, почему на самом деле это происходит", - объяснил юрист.
Эксперты же полагают, что иски ни к чему не приведут: возможность отключения связи по требованию силовиков предусмотрена договорами между операторами и абонентами. Не получится и раскрыть содержание письма силовиков, так как ответчики могут сослаться на секретность этой информации, суд же настаивать на раскрытии данных не будет.