Как сообщает ТАСС, Улюкаев - единственный подозреваемый по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ ("Получение взятки"). "Других фигурантов в деле пока нет", - заявил источник агентства.
Кроме того, как сообщила представитель СК РФ Светлана Петренко, у следствия нет вопросов и к самой сделке по продаже доли в "Башнефти" компании "Роснефть", в рамках которой и произошло получение взятки. По ее словам, приобретение акций не является предметом расследования.
Отметим, прослушка телефонов Улюкаева, по результатам которой были проведены "оперативно-технические мероприятия" с дачей взятки при непосредственном участии главы службы безопасности "Роснефти" Олега Феоктистова, (он курировал и дело о взятке экс-губернатору Кировской области Никите Белых), совпала с резкими выступлениями Улюкаева против участия "Роснефти" в приватизации "Башнефти".
Нет интереса у следствия и к компании "Башнефть". Никаких оперативно-следственных мероприятий в офисе компании в Москве не проводилось, а идет процесс передачи документов новому владельцу, сообщили "Интерфакс" источники в силовых структурах.
"Возможный переполох, связанный с "Башнефтью", был вызван тем, что в процедуре принимают участие сотрудники службы безопасности "Роснефти", - пояснил источник.
Новая жертва "проклятия Башнефти"
Нынешний арест Улюкаева наблюдатели уже связали с "проклятием Башнефти". Улюкаев не первый, кто попал под расследование правоохранительных органов в связи с продаже "Башнефти". Первым, еще в апреле 2014 года, стал сын президента Башкирии Муртазы Рахимова Урал, который, по версии следствия, незаконно приватизировал компанию, а затем незаконно продал ее АФК "Система" Владимира Евтушенкова. Но получить сына Рахимова из Австрии, где он проживает, следствию не удалось. Он объявлен в международный розыск.
Таким образом, до этого момента Евтушенков был самым известным пострадавшим по делу "Башнефти". Он три месяца провел под домашним арестом после возбуждения против него уголовного дела в 2014 году, но затем его признали добросовестным покупателем, и дело закрыли в январе 2016 года.
АФК "Система" купила акции "Башнефти" у фондов, которые были близки к тогдашнему руководителю республики Муртазе Рахимову и его сыну. В октябре 2014 года Арбитражный суд Москвы установил, что приватизация "Башнефти" была проведена с нарушениями, и постановил истребовать акции нефтяной компании у "Системы". В декабре АФК передала "Башнефть" государству, а в феврале 2015 года через суд взыскала 70,7 млрд рублей с "Урал-Инвеста" - продавца актива, структуры, близкой к Уралу Рахимову. В марте стороны заключили мировое соглашение: "Урал-Инвест" выплатил "Системе" 46,5 млрд рублей, а та обязалась вложить 4,6 млрд рублей из полученных средств в благотворительные проекты фонда "Урал" (владеет 100% "Урал-Инвеста").
Сделка по приватизации "Роснефти" может оказаться под угрозой
Из-за ареста Алексея Улюкаева сделка по приватизации "Роснефти", намеченная для проведения до конца 2016 года, может оказаться под угрозой.
Как передает ТАСС, ссылаясь на отчет аналитиков инвестиционной компании "Атон", Улюкаев играет одну из ключевых ролей в приватизации "Роснефти" (19,5%), поэтому его арест может поставить под угрозу закрытие сделки до конца года".
Аналитики "Открытие Капитала" также высказали мнение, что сделка по приватизации "Роснефти" может затормозиться, так как Минэкономразвития является ключевым министерством для этого процесса. Рынок сейчас не в самом лучшем состоянии, а планка по этой сделке была установлена довольно высокая. И непонятно, как будет действовать Минэкономразвития в ближайшее время.
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев высказывал надежду на то, что сделку по приватизации 19,5% "Роснефти" удастся завершить до конца года.
Изначально сумму, которую удастся выручить от продажи этих акций, оценивали в 500 млрд рублей, затем - в 650 млрд рублей, потом - в 700 млрд. Напомним, компания находится в государственной собственности опосредованно - 69,5% ценных бумаг "Роснефти" принадлежит "Роснефтегазу", которым владеет государство.
В начале месяца агентство Reuters сообщало, что покупателем госпакета акций "Роснефти" может стать сама "Роснефть", так как профинансировать выкуп акций может госхолдинг "Роснефтегаз", через который государство и владеет 69,5% акций "Роснефти". "Роснефть" вернет акционеру деньги, расплачиваясь за пакет, а тот направит их в бюджет в виде дивидендов. В самой "Роснефти" такую схему назвали бредом.
12 ноября поправки правительства к законопроекту, в соответствии с которым "Роснефтегаз" освобождается от налога на прибыль с продажи 19,5% акций "Роснефти", получили поддержку у членов Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
"Роснефть" завершила мировым соглашением дело о попытке позаимствовать из бюджета 1,5 млрд рублей
Напомним, одним из последних дел, по которым проходила "Роснефть", стало разбирательство с налоговиками о возмещении НДС на 1,5 млрд рублей, в результате которого вскрылось, что госкомпания "Роснефть" была связана с Независимой нефтяной компанией (ННК), принадлежащей бывшему экс-президенту "Роснефти" Эдуарду Худайнатову.
Инспекция ФНС N9, разбирая дело о "неправомерном возмещении НДС из бюджета", представила в Арбитражный суд Москвы доказательства того, что "Роснефть" и ННК являются "взаимозависимыми и аффилированными" компаниями, входят в одну группу компаний и "имеют общий коммерческий интерес".
Все это вскрылось в ходе разбирательства, связанного со зданием штаб-квартиры ННК, расположенной в Москве по адресу Арбатская площадь, дом 1 (здание принадлежит "Заэлико-Недвижимости").
Многочисленные суды пришли к выводам, что, во-первых, здание, в котором расположился Худайнатов, было приобретено за счет "Роснефти" и ее НПФ "Нефтегарант", во-вторых, сделка по продаже элитного объекта в центре Москвы заключена лишь для возврата 1,5-миллиардного НДС.
Как писал Forbes, в результате в кассации стороны договорились о мировом соглашении: "Заэлико-Недвижимость" признает решение инспекции и не требует возмещения НДС, а налоговики признают, что "Заэлико" не является взаимозависимой по отношению к "Роснефти" и аффилированным с ней лицам, а ННК не является взаимозависимой с "Роснефтью" и "Заэлико".
Чтобы признать такое мировое соглашение, суду понадобилось отменить решения нижестоящих судов. Таким образом, попытка позаимствовать из бюджета 1,5 млрд рублей не состоялась.