Китайская инициатива "Один пояс - один путь": какие возможности она открывает для России
Reuters
Концепция Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века (сокращенно "Один пояс - один путь", Belt and Road или One Belt, One Road) была выдвинута председателем КНР в 2013 году во время его визита в Астану. Цель этой международной инициативы Китая - совершенствовать уже существующие и создание новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, связывающих почти 70 стран, а также сделать поддерживаемые между евро-азиатскими странами экономические связи более тесными.

Масштаб проекта потрясает, так как должен объединить страны, на которые приходится около 55% мирового ВВП, около 70% населения и 75% разведанных энергоресурсов.

"Один пояс - один путь" предполагает полномасштабную трансформацию логистической сети всей Евразии, включая обустройство морских маршрутов в Индийском океане (Морской шелковый путь, "Нить жемчуга"), осуществление логистических проектов в Юго-Восточной Азии, в Монголии, российском Приморье и даже развитие Северного морского пути.

О важности этого проекта для Китая свидетельствует то, что планы по развитию практически всех министерств и ведомств республики были скорректированы с учетом необходимых шагов в рамках проекта "Один пояс - один путь".

В ноябре 2014 года глава КНР заявил о готовности Китая вложить 40 млрд долларов в фонд этого проекта для финансирования строительства и модернизации авто- и железных дорог, трубопроводов. В качестве основной цели этих мер называлось увеличение объемов торговли со странами Европы.

А на международном форуме "Один пояс - один путь", который 14-15 мая проходил в Пекине, китайский лидер Си Цзиньпин заявил о готовности инвестировать в развитие портов, железных и автомобильных дорог, других объектов инфраструктуры в 65 государствах Европы и Азии около 113 миллиардов долларов. В ближайшие три года КНР планирует выделить около 9 миллиардов долларов в качестве помощи развивающимся странам, участвующим в строительстве нового Шелкового пути.

Пекин подчеркивает, что этот интеграционный проект изменит облик Евразии, но никому не намерен его навязывать.

Предполагается, что будет три основных маршрута "Экономического пояса Шелкового пути": Северный - из Китая через Центральную Азию, Россию до Европы (до Балтийского моря); Центральный - из Китая через Центральную Азию и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю; Южный - из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану.

Основные направления "Морского Шелкового пути XXI века": из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы; из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана.

В этих направлениях планируется сформировать международные коридоры экономического сотрудничества: "Китай - Монголия - Россия", "Китай - Центральная Азия - Западная Азия", "Китай - Индокитай", "Китай - Пакистан" и "Бангладеш - Индия - Мьянма - Китай".

Россия может извлечь ряд выгод от участия в реализации этого проекта.

Во-первых, он создаст возможности для интеграции российской транспортной системы в транспортно-логистическую сеть Евразийского региона, тем самым обеспечив дополнительные предпосылки как для транзита и предоставления сопутствующих логистических услуг, так и для выхода на растущие рынки стран региона.

Во-вторых, проект будет способствовать укреплению промышленной кооперации между соседствующими странами, создаст возможности для формирования нескольких новых экономических производственных кластеров.

В-третьих, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и новый проект могут стать ядром более амбициозного проекта сотрудничества в Большой Евразии, которая может превратиться в новый центр экономического развития глобального уровня, отмечает в своей научной работе доцент факультета мировой экономики и мировой политики "Высшей школы экономики" (ВШЭ).

Проект "Один пояс - один путь" является открытым для всех стран, международных и региональных организаций. По словам Си Цзиньпина, "это не соло Китая, а симфония заинтересованных сторон". Китай готов вместе с другими странами работать над развитием этой инициативы, задействуя разнообразные форматы сотрудничества.

Под такими форматами подразумеваются прежде Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) плюс Китай (10+1), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Форум "Азия - Европа", Азиатский диалог по сотрудничеству, а также Программа Центральноазиатского экономического сотрудничества (ЦАРЭС) и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Многосторонний характер этого проекта подтверждает и география государственных визитов Си Цзиньпина. С начала его президентства в 2013 году он успел посетить Россию, Индию, Пакистан, Иран, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Белоруссию, Вьетнам, Сингапур, Республику Корея, Индонезию, Египет, Саудовскую Аравию и другие страны.

За предыдущие два года в рамках инициативы "Один пояс - один путь" было подписано несколько международных документов. Одним из наиболее значимым из них стало совместное заявление России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

Китай заявляет, что "Один пояс - один путь" является открытой инициативой и исключительно коммерческим проектом, отрицая наличие политических интересов. Однако эксперты считают, что это ответная стратегия на американский "поворот к Азии".

В Китае считают, что на завершение всех намеченных проектов по этому проекту уйдет около 35 лет. Все работы могут быть завершены к 2049 году, то есть к 100-летнему юбилею основания КНР.