Шнейдер предположил, что подростки, называющие себя "зацеперами", идут на риск, считая нарушение правил безопасности "крутым", позволяющим выделиться из толпы. "Электричку шипами не обвесишь, на крышу масла не нальешь, чтобы они сразу скатывались, держать на каждой платформе сотрудников полиции - никакой бюджет не справится, а какие-то заградительные мероприятия будут лишь подталкивать к их преодолению", - высказался чиновник.
Первым средством борьбы с "зацепингом" Шнейдер назвал широкую разъяснительную работу и информирование общественности о трагических последствиях этого явления - например, серию телепередач в прайм-тайм и социальные плакаты, предупреждающие о высоком напряжении на крышах электропоездов, способном за секунду сжечь человека. Отметил он и необходимость создания отрицательного образа "зацепера" как человека, не ценящего свою жизнь и не уважающего окружающих.
При этом, пояснил чиновник, в отрасли звучат и другие мнения - например, железнодорожники полагают необходимым повысить размер штрафа с нынешних ста рублей до миллиона, а также ввести радикальные меры в виде запретов на поступление в вузы и лишение права на получение потребительских кредитов в банках.
Стоит отметить, что Шнейдер выступил со своим предложением после очередного сообщения о гибели несовершеннолетнего "зацепера". Накануне вечером подросток, катавшийся прицепившись к внешней стороне электрички, погиб от удара током в районе железнодорожной платформы Люблино, сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах.
Однако проблема "зацепинга", или "трейнсерфинга", беспокоит российских железнодорожников уже много лет. Счет жертв этого явления идет на десятки. Так, например, в Подмосковье погиб 14-летний подросток, который залез на крышу вагона электрички Москва-Серпухов и случайно схватился двумя руками за провод. За несколько недель до этого электрический разряд ударил по двум молодым людям, катавшимся на электричке в Орехово-Зуевском районе.
Смертельные случаи бывают и в метрополитене. Так, шокирующие фотографии погибших в московском метро студентов, одному из которых проломило основание черепа, а другому свернуло шею, попадали в СМИ и были широко растиражированы. Как сообщалось, погибшие были "зацеперами" со стажем.
Только в социальной сети "ВКонтакте" количество сообществ "зацеперов" превышает полторы сотни, в них общаются и координируют свои действия тысячи подростков и молодых людей. Случается, что они устраивают катания на крышах "со смыслом" - например, в знак протеста против притеснения пассажиров электричек ради удобства пассажиров "Сапсана".
В начале прошлого года в Госдуму РФ был внесен законопроект об ужесточении наказания за "трейнсерфинг" до штрафа в размере 5 тысяч рублей или пяти дней ареста. В октябре депутатский комитет по конституционному законодательству и госстроительству не рекомендовал законопроект к рассмотрению, пояснив, что он предусматривает значительное усиление ответственности, а это должно быть обосновано данными правоприменительной практики, указывающими на неэффективность существующих санкций.
Россияне считают электрички безопасными, но злятся на сбои в расписании
Результаты опроса, проведенного специалистами ВЦИОМ, показали, что 83% россиян, которые регулярно пользуются пригородным железнодорожным сообщением, высоко оценивают безопасность поездок в электричках. 79% в целом довольны состоянием вагонов, 66% устраивает стоимость проезда.
А то же время 46% респондентов сообщили о недовольстве регулярностью и частотой движения электропоездов, столько же людей отметили неудобства времени отправления и отсутствия нужных остановок. На высокие цены на билеты пожаловались только 36% опрошенных.
Почти половина (49%) участников исследования высказалась на повышение комфортности вагонов, 46% убеждены, что электрички переполнены, а 43% считают необходимым увеличить количество поездов. Усиливать безопасность предлагают только 13% опрошенных.
В случае отмены электричек 15% пассажиров, преимущественно пенсионеры, откажутся от запланированных поездок. 20% в таких случаях пользуются личным транспортом, а 60% пересаживаются на пригородные автобусы.
В опросе приняли участие 4000 жителей Рязанской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской, Вологодской, Калининградской, Псковской, Белгородской областей, Хабаровского и Ставропольского края.