Обвинения Михаилу Гуцериеву могут быть связаны с его нежеланием продать свою компанию государству, а также со скупкой активов ЮКОСа перед банкротством компании. Сама "Русснефть" судьбу компании Михаила Ходорковского повторить не должна, считают эксперты. Впрочем, по некоторым данным, проблемы у Гуцериева возникли именно после того, как он решил заняться политикой.
- Комментарии: "Власть, судя по всему, желает завладеть капиталами Гуцериева"
- Путаница в обвинениях
- В чем обвиняют бизнесмена
Напомним, накануне сотрудники следственного комитета при МВД России предъявили обвинения президенту ОАО "НК "Русснефть" Михаилу Гуцериеву, а также еще трем топ-менеджерам этой компании и руководителям входящих в нее структур. Все им инкриминируется "незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере".
Наиболее интересные цитаты из прессы приводит сайт Заголовки.ру.
Корень проблем Гуцериева - в его размолвке с Кремлем и нежелании продать компанию, считает большинство опрошенных "Ведомостями" знакомых предпринимателя. Он навлек на себя гнев высокопоставленного чиновника Кремля, купив накануне банкротства ЮКОСа часть его активов, рассказывал источник, близкий к администрации президента. В 2005 году "Русснефть" приобрела у ЮКОСа 50% в СП с венгерским MOL - "Западно-Малобалыкском". По словам предпринимателя, знакомого с Гуцериевым, глава "Русснефти" договаривался с акционерами GML. Никаких переговоров с Гуцериевым у GML не было, возражает ее совладелец Михаил Брудно. Топ-менеджер нефтяной компании, знакомый с Гуцериевым, напоминает, что тот многим перешел дорогу, у него был конфликт с "Роснефтью" и "Лукойлом".
В прошлом году, по утверждению газеты, Гуцериеву поступило предложение продать компанию одной из госструктур за 1 млрд долларов, но тот отказался, назвав цену смехотворной. Руководитель аналитического отдела "Атона" Стивен Дашевский оценивает стоимость "Русснефти" в 8-10 млрд долларов. Один из партнеров Гуцериева ранее признавался "Ведомостям", что даже готов был стать посредником между чиновниками и бизнесменом, но тот от помощи отказался.
Неприятности руководства "Русснефти" стали своего рода "показательной поркой" за слишком активные деловые инициативы по покупке части активов ЮКОСа, считает "Время новостей". Но, по мнению издания, компании не грозит участь ЮКОСа: претензии к Гуцериеву выдвинуты куда как более мягкие и, если даже дело дойдет до суда, реальная потеря свободы и бизнеса, считают наблюдатели, ему вряд ли грозит.
Впрочем, источники "Коммерсанта" утверждают, что проблемы бизнесмена связаны не столько с нефтяным бизнесом, которым занимается Гуцериев, сколько с его политическими инициативами. В частности, поддержка ингушских политиков, оппозиционных президенту республики генералу ФСБ Мурату Зязикову, а также инициативы, связанные с проектом создания свободной экономической зоны в Чечне. Источники издания в компании утверждают, что после "общения на самом верху" все эти проекты были свернуты, а делу - дан ход.
Гуцериев занимает 31-е место в списке Forbes с состоянием 3 млрд долларов. Главный его актив - "Русснефть", которую он строил по кирпичику, покинув "Славнефть" в 2002 году. Структуры Гуцериева владеют объектами недвижимости в Москве, а племянник Гуцериева Михаил Шишханов - крупной долей в Бинбанке.
Комментарии: "Власть, судя по всему, желает завладеть капиталами Гуцериева"
Опрошенные "Эхом Москвы" наблюдатели считают оттеснение Гуцериева от руководства "Русснефтью" главным мотивом судебной атаки.
"Власть, судя по всему, желает завладеть капиталами Гуцериева, - считает экономист, научный руководитель Высшей школы экономики, Евгений Ясин. - Я считаю, что просто хотят отнять капитал, и все". "Не думаю, что были какие-то серьезные погрешности. Гуцериев - довольно опытный предприниматель. В данном случае он играет на поле, которое Кремль решил прибрать к своим рукам", - заметил Ясин в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". Экономист отметил, что предпринимателю предложили осуществить сделку "за цену, которая намного ниже рыночной, и уйти с поля", в то же время, "были другие случаи, когда платили все-таки по рыночной цене или около этого, например, "Сибнефть" - Абрамович получил как следует, а в данном случае считают это ненужным".
На взгляд Ясина, "сложность заключается в том, что сегодня власти, что бы она ни делала, все сходит с рук".
Дело Гуцериева, возможно, подтверждает тенденцию выдавливания независимых бизнесменов с нефтяного рынка - об этом сегодня сказал редактор рейтинга самых богатых людей в журнале Forbes, заместитель главного редактора издания Кирилл Вишнепольский. "Единственный крупный предприниматель, который владеет нефтяной компанией, не является миноритарным акционером, не является владельцем мелкого пакета акций и, соответственно, является единственным конкурентом государства в этом деле, - это Михаил Гуцериев, - отметил Вишнепольский. - Таким образом, можно сделать выводы, что государство применяет против него неконкурентные методы борьбы, что вполне характеризует экономическую ситуацию в России".
Известный обозреватель Михаил Леонтьев считает, что поводов могло быть гораздо больше, чем месть за скупку ЮКОСа. Он не стал их называть, но напомнил, что "судебная система в нашей стране уже давно используется как инструмент бизнес-конкуренции".
В начале мая президент "НК 'Русснефть'" Михаил Гуцериев и вице-президент этой компании Сергей Бахир, а также руководители дочерних предприятий НК "Нафта-Ульяновск" Виктор Курочкин и "Ульяновскнефть" Игорь Еланский получили повестки явиться на допрос в следственный комитет (СК) при МВД. В повестках указывалось, что все четверо должны прибыть с адвокатами и принять участие в следственных действиях в рамках дела №248120. Его осенью 2006 года возбудила Генпрокуратура России, передав потом в СК, напоминает "Коммерсант".
Следователь предъявил Михаилу Гуцериеву и его подчиненным обвинения по ч. 2 п. "б" ст. 171 УК ("Незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере"). Как следовало из постановления следователя, компании "Нафта-Ульяновск" и "Ульяновскнефть" в 2003-2005 годах добыли нефть с нарушением лицензионных соглашений. Ущерб от деятельности "Нафта-Ульяновск" составил 700 млн руб., а "Ульяновскнефти" - около 2 млрд рублей. В деле фигурирует еще одна "дочка" "Русснефти" - ОАО "Аганнефтегазгеология", руководителям которой ранее Генпрокуратура инкриминировала ущерб на 5 млрд рублей. Однако по этому эпизоду обвинений не предъявили. Допросив господ Гуцериева, Бахира, Еланского и Курочкина в качестве обвиняемых, следователь избрал для них в качестве меры пресечения подписку о невыезде и взял с них письменное обязательство по первому требованию являться для дачи показаний.
Во вторник днем ситуация вокруг "Русснефти" и ее руководителя запуталась – Михаил Гуцериев пришел на совещание в Минприроды и опроверг информацию о том, что ему якобы предъявили обвинение. Кроме того, не давал он и подписки о невыезде. Гуцериев лишь подтвердил, что его вызывали на допрос.
Позднее вновь пришлось выступать представителям Следственного комитета - они настаивают на том, что Гуцериеву были предъявлены обвинения, причем, с соблюдением "всех требований, содержащихся в Уголовно-процессуальном кодексе" - источник в МВД сказал агентству "Интерфакс" буквально следующее: "У Гуцериева очень сильные адвокаты. Наши следователи тоже не первый день работают, поэтому обвинение было предъявлено с соблюдением всех формальностей".
Что касается самого миллиардера, то он сегодня ведет себя очень активно, а местами даже агрессивно, отмечает "Эхо Москвы". В частности, от него досталось прессе – Гуцериев утверждает, что в сегодняшних газетах "написаны дикости, которые я в первый раз слышу. Это чудовищная ложь, которая меня совершенно не беспокоит. Потому что газета через два часа становится туалетной бумагой".