Материалы дела содержат гриф "совершенно секретно". Дело передано судье, но к производству пока не принято, говорится в сообщении.
Фигурантом назван Владимир Грабовский. Его действия квалифицированы как разглашение сведений, составляющих гостайну, ставших известными по службе, работе или учебе (часть 1 статьи 283 УК РФ), отмечается в пресс-релизе.
По данным "Медиазоны", Грабовский работал в петербургском филиале "Центра геодезии". В мае 2018 года он продал за 9 тысяч рублей диск с топографическими картами Генштаба 1960-1970-х годов масштабом 1:50000 поисковику Антону Коломицыну, который изучал советско-финскую войну.
Вскоре в отношении поисковика возбудили уголовное дело о незаконном получении сведений, составляющих гостайну (часть 1 статьи 283.1 УК). В январе 2020 года Коломицын покинул Россию и в последнее время находился в лагере беженцев в Нидерландах, где попросил политического убежища.
Статья 283.1 появилась в Уголовном кодексе в 2012 году. Законопроект подготовила ФСБ, а в Госдуме инициативу представлял заместитель директора спецслужбы Юрий Горбунов.
Правозащитники критиковали закон еще до его принятия. "Любой человек, который не допущен к гостайне, не знает, что это на самом деле гостайна. Каким образом он будет нести ответственность?" - говорил глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин.
Коломицын утверждает, что топографические карты не могут представлять какой-либо секретности. "Это обычные карты местности. Во всем мире это не является чем-то секретным, потому что современные армии не воюют по бумажным и вообще по топографическим картам, а по спутниковым данным, которые во всем их превосходят. Только у нас считают, что иностранные армии могут как-то использовать эти карты, хотя они есть во всем мире, еще советские. И в Америке есть целый институт, который занимается советскими топографическими картами, но опять же - не в военных целях, а в научных. Советские карты действительно были лучшими в мире - по исполнению, по качеству передачи местности", - пояснил он.
Правозащитники подчеркивают, что обвинения в незаконном получении секретных сведений заведомо абсурдны. "Хитрость и сложность законодательного регулирования секретных сведений заключается в том, что конкретные сведения, объявленные секретными, или масштабы карт - все это указано в секретных указах, - объяснял руководитель правозащитной организации "Команда 29" Иван Павлов. - То есть люди, не будучи допущенными к государственной тайне, никогда не смогут узнать, что же является секретным, какой масштаб карт является секретным, потому что это тоже является секретным. Абсурд".