"Когда нет единоначалия, наступает коллективная безответственность. Поэтому, когда у страны есть внешние вызовы, очаги сопротивления внешние, необходимо принимать в этой части более жесткие меры... Сегодня, на мой взгляд, России нужна монархия", - сказал Аксенов в интервью местному телеканалу "Первый Крымский" в программе "Серьезный разговор", запись которой доступна на канале ее ведущего Сергея Михеева в YouTube. Интервью было посвящено годовщине присоединения Крыма к РФ (распоряжение президента России о присоединении полуострова было подписано 17 марта 2014 года).
Ведущий выразил мнение, что пользователям интернета "почему-то слишком много свободы дали" и они пользуются ею для выражения своих экстремистских взглядов, искажающих историю, угрожающих национальной целостности и разрушающих национальное самосознание. Аксенов с этим согласился и сказал, что демократии, понятой как вседозволенность в России не нужно.
"Демократия, на мой взгляд, при сегодняшних условиях, при том, что у нас есть внешний враг, - лишняя ситуация. Не демократия в нормальном смысле слова, как понимают, то есть, нормальные люди, а вседозволенность, как многие сегодня трактуют как бы режим демократии", - сказал Аксенов, отметив, что "в направлении свобод... перегибать нельзя".
Он отметил, что от демократии в виде вседозволенности нет пользы и "наглядный пример тому - Украина".
"Я считаю, что нам такая демократия, в таком виде, в каком она преподносится западными СМИ, не нужна. У нас есть свои традиционные православные ценности, духовности. Демократия должна быть до определенных, нормальных пределов", - подчеркнул Аксенов.
Кроме того, глава Крыма считает, что Путина нужно обеспечить большими полномочиями. "Почему я говорю, что я - солдат президента? Потому что, пока есть внешний враг, на мой взгляд, необходимо единоначалие. Сегодня у президента должно быть больше прав, вплоть до, извините, диктатуры", - сказал Аксенов (цитата по "Интерфаксу").
В том же интервью Аксенов высказался за пожизненное президентство Владимира Путина: "Мы желаем, чтобы до конца своих дней он был нашим президентом. Я просто, честно, другого не вижу", - сказал он. Аксенов также выразил уверенность в том, что 2017 год накануне выборов президента "пройдет под знаком безусловной сокрушительной" победы Путина.
Отметим, что, в Конституции РФ, основном законе государства, определяющем основы политической, правовой и экономической систем страны, в статье 1 Первой Главы "Основы конституционного строя" говорится, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
Конституция им не писана: как в России продвигают идеи монархии
Идея возрождения в России монархии пришла в Кремль еще во времена "правления" Бориса Ельцина. Именно ему была предложена невероятная политическая программа восстановления в РФ конституционной монархии. Ельцин эту идею отверг, но в итоге все равно частично воплотил ее, предложив россиянам в конце своего президентства вариант "выборной монархии", назначив своим преемником Владимира Путина.
Впервые информация о том, будто в России в самых верхах изучают возможность возрождения конституционной монархии, появилась в западных СМИ еще в 1997 году, со ссылкой на осведомленные источники в Кремле. Как рассказал журналист и ведущий Евгений Киселев, тогда российские журналисты, пытаясь получить этому подтверждение, от своих кремлевских источников "ничего не услышали определенного". "Один из тогдашних президентских помощников, правда, пояснил, что всякое может быть. Мол, в недрах президентской администрации могут обсуждаться - что называется, на рабочем уровне - какие угодно сценарии, на все случаи жизни, но от них до реальных проектов - дистанция огромного размера", - вспоминает Киселев.
19 декабря 2002 года президент России Владимир Путин, проводя диалог с гражданами России в прямом телеэфире, заявил, что Конституционная монархия "очень неплохо вписывается в демократические институты некоторых западноевропейских стран", но России такая модель не подходит. "В России основная полнота исполнительной власти должна находиться в руках главы государства, во всяком случае на данном этапе развития", - заявил Путин, дав понять, что восстановление монархии в РФ невозможно, по крайне мере, до тех пор, пока в стране не будет создана устойчивая двухпартийная система.
Однако к переходу к монархии, в разных ее видах, в современной России призывали и продолжают призывать многие политики, чиновники и религиозные деятели.
В 2007 году партия "Единая Россия" предложила объявить Владимира Путина национальным лидером с полномочиями псевдомонарха. За год до президентских выборов 2008 года, избегая фразы "третий срок Путина", которую президент запретил к произнесению, партия придумала как это обойти - сделать из него национального лидера России и наделить "полномочиями верховной представительной власти, гражданского и политического контроля над законодательной и исполнительной властью через парламентское большинство Партии Путина". Для этого планировалось собрать "Гражданский Собор российской нации" и принять на нем "Пакт гражданского единства". Этот Пакт должен был "оформить институт национального лидера как базовый элемент новой конфигурации власти в стране". То есть, говоря доступным языком, дать высшему чиновнику России особый статус, наделив его "полномочиями верховной представительной власти, гражданского и политического контроля над законодательной и исполнительной властью через парламентское большинство Партии Путина".
В августе 2014 года лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил перейти в России к выборной монархии, попутно запретив все политические партии. Такое предложение он озвучил, выступая на всероссийском молодежном форуме "Селигер": "Демократия нас погубит. Пока у нас будет демократия, мы будем ползти. Чтобы не ползти, а шагать, нужно отойти от демократии и перейти к имперской форме управления страной". Решение он предложил традиционно кардинальное: "Все партии запретить! Пусть будет монархия, но выборная - 5-6 тысяч человек собираются, лучшие люди, и выбирают императора!"
Об этом же Жириновский заявил в том же месяце и на встрече президента РФ с представителями думских партий. "Нам нужно другое название государства, другое название Вашей должности - верховный правитель. Не хотите "император", давайте "верховный правитель". Хотя "император Владимир Первый" звучало бы хорошо. Тогда будут уважать", - сказал председатель ЛДПР и предложил вернуть гимн "Боже, Царя храни!". Тогда Путин, отвечая на реплику Жириновского, смеясь, сказал, что тот "зажигает красиво".
Правда сегодня глава ЛДПР так уже не считает. В интервью "Эхо Москвы" он заявил, что России не нужна монархия. "Каким-то образом модернизировать можно, но монархия - она же наследственная, где мы найдем наследника царского престола, его дети могут оказаться очень нехорошими", - добавил Жириновский. "Монархия невозможна. Это нам ненужно. Полномочий больше чем у монарха у нынешнего президента", - сказал он, подчеркнув, что его партия продолжает выступать за переименование должности президента в "верховного правителя" со сроком правления на 6-7 лет.
В апреле 2015 года председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший на круглом столе в Москве, заявил, что в России следует реализовать новую политическую систему - некий монархический социализм, который бы сочетал в себе элементы жесткой централизованной власти и социального государства. "Державность, справедливость и солидарность - это три ценности, на основе которых нам нужно строить систему, которая бы объединила монархию и социализм", - заявил представителя РПЦ, отметив, что у народа есть симпатии и к идеалам социализма, и к идеалам монархии.
Ранее Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), заявлял, что со временем в России может возникнуть монархия православного образца. Но при этом митрополит подчеркивал, что монархия требует от правителя "огромного аскетизма".
За возрождение монархии в России неоднократно высказывался представитель так называемого класса "новых русских дворян" кинорежиссер Никита Михалков. Он, как и его любимый философ Иван Ильин, уверен, что монархия с ее ограничениями для России гораздо предпочтительнее анархической демократии и свободной республики. По его мнению, только монархия позволит сохранить в России стабильность.
Актер, режиссер и бывший православный священник Иван Охлобыстин, собиравшийся баллотироваться в президенты России в 2012 году, также мечтал о монархии, заявляя, что одно из его заветных желаний - ее восстановление в России, и это, по его словам, соответствует интересам РПЦ. "Русская православная церковь десятилетиями ждала момента, когда можно будет хотя бы на полшага продвинуться к извечной мечте и пророчествам наших старцев о восстановлении монархии", - заявлял Охлобыстин, отмечая, что "это сделается не в этом году и не в этом столетии, потому что у нас нет фона общественного обсуждения этой проблемы".
Опросы общественного мнения также показывают, что россияне не против института монархии, даже напротив, считают ее полезной в России. В ноябре 2013 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, который показал, что 28% респондентов высказались "за" или не возражали против возрождения монархического строя. Но при этом они не видели подходящего человека, который мог бы стать монархом. 13% считали, что им мог бы стать российский политик, избранный народом на референдуме или новом Земском соборе. Опрос на аналогичную, проведенный социологами "Левада-Центра", показал, что за восстановление монархии в 2013 году высказывались 10% россиян.