После неудачной попытки штурма больницы тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин, который руководил операцией по освобождению заложников, объявил о согласии на прекращение боевых действий в Чечне и вывод войск. Боевикам была обещана возможность беспрепятственно вернуться в Чечню. Споры о правомерности такого решения не утихают до сих пор. Но для тех, кто тогда находился в заложниках, ответ очевиден: другой исход мог стоить жизни десяткам людей.
Накануне в Буденновске прошли траурные мероприятия. Журналисты ведущих изданий вспоминают, как это было. Статьи, посвященные трагедии, в понедельник приводит сайт "Заголовки".
- Хронология теракта в Буденновске и наказание террористов
Очевидец тех страшных событий, журналист Валерий Яков, который по своей воле присоединился к заложникам в больнице, опубликовал в газете "Новые известия" статью, в которой описал все произошедшее. По словам автора материала, у него нет никаких сомнений в оценке решения властей - ведь благодаря Черномырдину он и другие заложники остались в живых.
Как отмечает Валерий Яков, захват Буденновска стал полной неожиданностью для российских властей. По словам журналиста, уже в буденновской больнице Басаев рассказал ему под видеозапись, что никаких проблем с выездом из Ичкерии у его отряда не было - три "КамАЗа" с боевиками в сопровождении милицейских "Жигулей", в котором тоже сидели переодетые в форму террористы, спокойно преодолевали один блокпост за другим, платя на каждом деньги, чтобы их не досматривали.
По словам Басаева, конечной целью его отряда была Москва, однако в окрестностях Буденновска, мимо которого проезжали террористы, остановившие их сотрудники ГАИ отказались взять деньги и потребовали открыть грузовики. Басаевцам, которые не подчинились требованиям, предложили проехать к городскому отделению милиции разобраться. У здания милиции боевики открыли шквальный огонь по стражам порядка. Затем террористы атаковали администрацию, дом детского творчества и другие здания. По пути захватывая заложников и расстреливая милиционеров и случайных прохожих, басаевцы отправились к больнице.
В захваченной боевиками больнице в заложниках оказались не только более тысячи пациентов, включая рожениц родильного отделения, но и сотни людей, пригнанных из города. В течение суток в Буденновск слетелись руководители силовых структур страны, на подступах к городу развернули бронетехнику, над городом барражировали военные вертолеты. Штаб спецоперации потребовал от Басаева освобождения заложников, но тот в ответ объявил требования боевиков - прислать журналистов и прекратить боевые действия в Чечне.
Пока в штабе советовались, что предпринять, террористы расстреляли пять заложников, и тогда федеральные власти приняли решение штурмовать больницу, пишет Валерий Яков. На рассвете 17 июня отряды спецназа ФСБ и МВД начали штурм. Боевики выставили в окна больницы заложниц, из-за спин которых начали стрелять по спецназовцам. Сотрудникам "Альфы" удалось лишь проникнуть на первый этаж больницы и освободить несколько десятков заложников, после чего они получили приказ отступить.
К ночи того же дня было принято решение отправить к Басаеву десять журналистов из ведущих российских СМИ. "Штаб утвердил список, в который мне попасть не удалось", - вспоминает журналист. Тогда Яков вместе со своим другом, фоторепортером Владимиром Машатиным спрятался в машине, которая везла для заложников хлеб и печенье.
Журналисты поговорили с Басаевым, после чего уехали. Валерий Яков попросил разрешения Басаева остаться с заложниками, и тот согласился.
"Это была одна из самых долгих, нервных и отчаянных ночей в моей жизни. Каждый миг, каждый метр и каждое дыхание больничных коридоров были пронизаны страхом. Заложники, тесно прижавшись друг к другу, чтобы оставаться в простенках между окнами и дверями, напряженно прислушивались к ночной тишине, с ужасом ожидая очередного штурма. Все хорошо знали, что во время того, первого штурма, 28 заложников были убиты. Их трупы оставались лежать в палатах, коридорах и подвале больницы. Никому не хотелось пополнить этот счет", - вспоминает журналист.
По его словам, даже боевики явно нервничали и старались держаться подальше от окон. "Рассвета ждали все, не смыкая глаз и считая минуты..." - говорится в статье. Как поведал журналист, он поинтересовался у Басаева, ради чего "все эти ужасы: убитые женщины, дети, больные...". И он повторял одни и те же фразы про желание остановить войну в Чечне, где тоже гибнут женщины и дети, "и сетовал, что "из-за этих неподкупных ставропольских ментов" ему не удалось добраться до Москвы". "Он был спокоен, уверен в себе, ни секунды не сожалел о несчастных убитых, валяющихся по коридорам больницы, и явно был готов и к новым жертвам, и к смерти", - пишет Яков.
Как отметил автор материала, для заложников стало настоящим праздником, когда утром 18 июня в больницу пришли депутаты Сергей Ковалев, Валерий Борщев, Олег Орлов, Юлий Рыбаков. "Люди поняли, что у них появился шанс спастись, что теперь нового штурма, скорее всего, не будет. Так и случилось", - пишет журналист.
19 июня после суток согласования договоренностей - возможность беспрепятственно вернуться в Чечню в обмен на жизни заложников - террористы вместе с частью заложников отправились на родину. "Сутки напряжения, страшной жажды, усталости и постоянного ожидания атаки", - вспоминает Валерий Яков. По его признанию, люди "смотрели на каски спецназовцев, мрачно мерцающие среди травы в степи вдоль дороги, на стволы пулеметов, направленные на нас, и с ужасом ждали начала огня".
Но все обошлось. В Хасавюрте террористов и заложников встречали тысячи людей - с едой и водой, а к ночи колонна въехала в Чечню. Террористы остались там, а заложники, развернувшись, поехали назад в Хасавюрт. "И лишь много лет спустя я узнал от одного из руководителей штаба спецслужб, что каждый наш автобус был заминирован. Что всю дорогу нас готовились штурмовать, ожидая разрешения Виктора Черномырдина. Но Черномырдин устоял. И мы остались в живых", - пишет Валерий Яков.
Как напоминает автор статьи, Басаев и его подручные не ушли от наказания - их уничтожали или отлавливали российские спецслужбы, "наглядно доказывая, что умеют работать, помнить, находить и доставать". "Наглядно показывая, что можно при желании сохранить жизни людей и наказать нелюдей. Но это - при желании. Это при условии, что власть думает не о собственном имидже, а о людях". По его мнению, именно так поступил Виктор Черномырдин, спасая заложников.
С тем, что "это был уникальный случай в новейшей истории, когда власть проявила столь необычный для нее гуманизм", согласна и газета "Московский комсомолец". Как пишет автор статьи Юлия Калинина, боевые действия в Чечне возобновились уже осенью 1995 года, то есть цели, которые ставили перед собой террористы, в итоге достигнуты не были, и Чечня от России не отделилась. Однако вопросы все равно остались, отмечает корреспондент "МК".
Как напоминает журналистка, после Буденновска было три подобных теракта: в Кизляре в 1996-м, в московском центре на Дубровке, где террористы захватили зрителей мюзикла "Норд-Ост" в 2002-м, в школе в Беслане в 2004-м. Нигде власть больше не отпускала террористов, но теракты с захватом заложников продолжали происходить. "Если же опять что-то подобное случится, власть, понятно, будет действовать не так, как в Буденновске. Террористов она не отпустит и выполнять их требования не станет", - пишет автор статья, предполагая, что все будет совсем по-другому, если в заложниках окажется "кто-то из представителей самой власти, или их дети, или внуки".
Хронология теракта в Буденновске и наказание террористов
Газета "Коммерсант" описывает хронику событий в Буденновске.
14 июня 1995 года около полудня в Буденновск проникли 195 боевиков во главе с Шамилем Басаевым. После нападения на пост ГАИ боевики двинулась к местному РОВД. Бой в отделении милиции и на улицах длился около 15 минут. Были захвачены несколько сотрудников и посетителей.
Террористы атаковали горадминистрацию, пожарную часть, банковские отделения, медучилище, дома и квартиры. В заложники они захватили около 600 человек. К 15 часам заложников пригнали в центральную районную больницу города, где в плен были взяты еще около 650 пациентов и 450 медработников. Общее число захваченных составило 1586 человек.
Через час террористы предъявили ультиматум российским властям: введенные в Чечню федеральные войска должны покинуть территорию республики, а правительство России должно начать переговоры с лидером непризнанной Чеченской Республики Ичкерия Джохаром Дудаевым.
15 июня в Буденновск прибыли сотрудники подразделений "Альфа", "Витязь" и "Русь". Вблизи больницы были размещены танки и бронетехника. Басаев, пригрозив расправой с заложниками, потребовал привести в больницу журналистов
Около 17 часов по причине неявки журналистов к назначенному времени были расстреляны шесть заложников. Вскоре после этого нескольких журналистов пропустили в больницу.
16 июня в переговоры с террористами вступил глава УВД Ставропольского края Виктор Медведицкий. Глава Минобороны Павел Грачев заявил о необходимости штурма больницы. В тот же день премьер Виктор Черномырдин выступил с обращением о готовности прекратить боевые действия, начать переговоры и дать боевикам отступить.
17 июня в 5 часов утра спецподразделения предприняли неудачный штурм. В результате четырехчасового боя было убито много военнослужащих и заложников. 61 человек был освобожден.
Утром 18 июня начались телефонные переговоры премьера Виктора Черномырдина с Басаевым. 19 июня большая часть заложников была освобождена. Из Буденновска в Чечню отправилась колонна из шести автобусов с 73 террористами. В качестве живого щита с собой они взяли 123 заложника. Тогда же в Грозном начались переговоры между представителями России и непризнанной Чеченской Республики Ичкерия, итогом которых стала договоренность о моратории на боевые действия.
20 июня боевики прибыли в село Зандак в Чечне, где отпустили заложников и скрылись.
В результате теракта погибли 129 человек, в том числе 18 милиционеров, 17 военнослужащих, 317 человек были ранены. Ущерб от действий боевиков составил 95 млрд неденоминированных рублей (около 20 млн долларов).
Через неделю после теракта были отправлены в отставку вице-премьер и министр по делам национальностей Николай Егоров, директор ФСБ Сергей Степашин, глава МВД Виктор Ерин, губернатор Ставропольского края Евгений Кузнецов. В августе того же года были уволены начальник УВД Ставрополья Виктор Медведицков и его заместитель Михаил Третьяков, начальники нескольких ОВД.
В апреле 2002 года первые десять обвиняемых в нападении на Буденновск получили сроки от 11 по 16 лет. 10 июля 2006 года в ходе спецоперации федералов был уничтожен организатор теракта Шамиль Басаев. В октябре 2013 года был оглашен последний на данный момент приговор - виновным по нескольким статьям был признан Моулда Хабаев. Суд приговорил его к 14 годам заключения. 10 июня 2015 года были предъявлены обвинения в терроризме находящимся под арестом предполагаемым участникам теракта в Буденновске - Магомеду Маздаеву и Рамзану Белялову. Расследование дела продолжается.