Маркин напомнил, что правоохранительные органы и раньше не считали, что в смерти Щекочихина было что-то подозрительное. Однако уголовное дело все же было возбуждено в 2008 году по инициативе председателя СК Александра Бастрыкина.
Был проведен ряд следственно-оперативных мероприятий, в том числе три экспертизы, которые показали, что причиной смерти журналиста стал токсический эпидермальный некролиз - синдром Лайелла, при котором отделяется верхний слой кожи. Как правило, его вызывает реакция на какой-либо лекарственный препарат, однако, по словам Маркина, "в научной литературе нет данных о такой смеси препаратов, которая однозначно может вызвать этот синдром у любого человека".
"Для одних он (синдром) может наступить после 10 таблеток аспирина, для других после приема еще какого-либо препарата, причем не обязательно в большом количестве", - рассказал представитель СК. В то же время он подчеркнул, что "умышленно заразить такой болезнью нельзя, поэтому ни о какой насильственной смерти речи быть не может".
В связи с этим главной задачей следствия, по словам Маркина, остается выяснить, что привело к возникновению данного синдрома у Щекочихина. Этим и будет заниматься "известный французский специалист в области токсикологии", привлеченный к делу потерпевшей стороной - родственниками Щекочихина.
Он получит копии документов уголовного дела, включая данные экспертиз и медицинские бумаги, проведет дополнительное исследование и сделает собственные выводы. Если они совпадут с заключениями российских экспертов, "можно будет говорить о принятии дальнейших процессуальных решений по этому уголовному делу", сказал Маркин.
Знакомые Щекочихина не согласны со следствием
Между тем знакомые Юрия Щекочихина выводы следствия не разделяют. "Поверить в то, что это была ненасильственная смерть, лично мне тяжело. Я не верю, что мы узнаем реальную причину и заказчика в деле Юрия Щекочихина, даже при условии, что экспертизы будут проводить французские токсикологи", - прокомментировал "Известиям" заявление СК лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.
В свою очередь Дмитрий Муратов - главный редактор "Новой газеты", в которой работал Щекочихин, считает выводы следователей о причинах смерти журналиста преждевременными. "Прежде всего, замечу, что так называемые французские эксперты, о которых упомянул Маркин, начали проводить экспертизу благодаря редакции, а не российскому Следственному комитету. При этом редакции в прошлом году ссылаться на эту экспертизу было нельзя, поскольку она еще не завершена", - сказал Муратов в понедельник "Интерфаксу".
При этом он отметил, что "уже сейчас французские специалисты обнаружили дикие ошибки, допущенные российскими следственными органами". По словам Муратова, "основная часть экспертизы пока находится в работе и не доступна ни нам, ни Следственному комитету (России)". "Поэтому у нас вызывает удивление, почему в такой спешке Следственный комитет делает выводы, которые следственными экспертами еще не сформированы", - заключил Муратов.
Журналист Юрий Щекочихин скончался 3 июля 2003 года. Согласно официальной версии смерть наступила в результате тяжелой общей интоксикации. Однако многие коллеги Щекочихина считали, что журналист погиб неслучайно, его отравили. Проводились различные проверки и экспертизы, согласно которым смерть признали естественной.
4 апреля 2008 года Следственный комитет РФ все же возбудил уголовное дело по факту смерти журналиста, который также был депутатом Госдумы, по статье "убийство". Однако через год оно было закрыто за отсутствием состава преступления.
16 сентября 2010 года расследование возобновили. Тогда, по словам Владимира Маркина, следствие получило новые данные, "требующие проведения дополнительных следственных действий".