Из аппарата президента, где решили, что проблемы, изложенные в письме, не в его компетенции, письмо было направлено в правительство. Кабмин передал обращение в Минобрнауки. В министерстве заявили об уважении к позиции ученых и пообещали учесть их претензии, однако передали письмо в ФАНО, на которое академики и жаловались Путину
Moscow-Live.ru
Ученые из Российской академии наук (РАН), пожаловавшиеся в конце прошлого года в открытом письме к президенту РФ Владимиру Путину на неприемлемые методы работы Федерального агентства научных организаций (ФАНО), дождались ответа. Однако разъяснения по волновавшим деятелей науки вопросам дал не глава государства, а само раскритикованное 400 авторами обращения учреждение.

В документе на 12 листах агентство, которому было передано письмо, заверило, что делает все возможное для "сохранения высокого потенциала российской науки", и призвало ученых к конструктивному диалогу, сообщает газета "Коммерсант". Такая реакция на письмо вызвала разочарование у членов академического "Клуба 1 июля", где объяснения ФАНО назвали обманом, напомнив, что ученые обращались к другому адресату.

Открытое письмо российских ученых к Путину было обнародовано в конце 2017 года. Подписанты заявили о недовольстве ходом реформы РАН, которая, по их мнению, привела к появлению громоздкой системы управления наукой, навязывающей институтам правила обычных бюджетных учреждений. По мнению авторов, стиль и методы работы ФАНО мешают научной деятельности. Ученые просили президента сменить юридический статус РАН и вернуть под ее юрисдикцию научные институты, переданные ФАНО.

Как выяснилось, из аппарата президента, где решили, что проблемы, изложенные в письме, не в его компетенции, письмо было направлено в правительство. Кабмин, в свою очередь, передал обращение в Минобрнауки, рассказал "Коммерсанту" директор Института физики высоких давлений академик Вадим Бражкин. В министерстве заявили об уважении к позиции ученых и пообещали учесть их претензии, однако передали письмо в ФАНО, на которое академики и жаловались Путину.

В ответе ведомство объяснило, что требование передать научные институты обратно в ведение РАН невыполнимо, так как противоречит законодательству. Комментируя жалобы на то, что к научным институтам "не применимы правила обычных бюджетных учреждений", в ФАНО напомнили, что по закону бюджетные учреждения создаются для работы и в сфере науки.

Отчитавшись по растущему госфинансированию науки, увеличившемуся числу научных публикаций и молодых ученых, ФАНО заверило, что всегда готово к конструктивному диалогу "в рамках действующего законодательства".

Как отметил академик Бражкин, с одной стороны, ответ на письмо все же был получен, в отличие от оставшегося без реакции обращения к президенту 200 ученых, написанного в июле 2016 года. "Но мы, конечно, ждали ответа и от Владимира Путина - пусть хотя бы его пресс-секретарь сказал, что президент в курсе обращения", - отметил он.

С другой стороны, ФАНО просто перечислило законодательство и нормативы, по которым оно работает. "Спасибо, конечно, но мы ждали не этого, да и письмо посылали не им", - констатировал Бражкин.

В "Клубе 1 июля", объединяющем академиков, несогласных с реформой РАН, выразили возмущение ответом ФАНО. "Альтернативная точка зрения чиновников, что ученым "жить стало лучше, жить стало веселее", является безответственным враньем", - говорится в комментарии клуба. "И если смотреть чуть дальше, чем до завтрашнего дня, этот масштабный обман является преступлением против государства", - уверены ученые.

По словам Вадима Бражкина, авторы письма готовят повторное обращение к президенту Путину, так как только он может принять политическое решение для спасения погибающей российской науки.