СМИ ищут связь взрывов в Дагестане с московскими терактами
Вести
Два самоподрыва смертников, совершенные накануне в селении Губден Карабудахкентского района Дагестана, произошли в момент масштабных спецопераций по поиску боевиков, которые отправили двух смертниц в Москву во время новогодних праздников, пишет "Коммерсант".

Как напоминает газета, именно в этом районе действовала банда Магомедали Вагабова, которого следствие называет организатором взрывов в московском метро в марте прошлого года. После ликвидации Вагабова в августе прошлого года руководство "губденским джамаатом" перешло к Ибрагимхалилу Даудову, который, по предварительным данным, направил в декабре прошлого года в Москву третьего сына, Магомедхабиба, и свою жену Завжат для совершения терактов во время новогодних праздников.

Как отмечалось ранее, лидер бандподполья Доку Умаров не стал признавать Даудова амиром Дагестана, а назначил на эту должность Исрапила Валиджанова. Чтобы доказать свою состоятельность, Даудов минувшей осенью совершил несколько дерзких нападений, среди которых убийство начальника межрайонного отдела УФСБ по Дагестану Магомедсаида Гаджиева. Также Даудов жестоко расправлялся с теми, кто шел против него. Так, после конфликта с участковым Зайнутдином Ярахмедовым Даудов, уйдя к боевикам, убил его.

Накануне таблоид Life News со ссылкой на неназванных экспертов сообщил, что первый самоподрыв в Губдене совершила Мария Хорошева - гражданская жена русского ваххабита Виталия Раздобудько, а второй самоподрыв у милицейского поста в Губдене совершил сам Раздобудько. По данным правоохранительных органов, оба имели отношение к подготовке смертниц и скрывались в банде Даудова.

Между тем, официальное следствие это пока опровергает. Как сообщили в дежурной части следственного управления СКР Дагестана, личность женщины-самоубийцы пока не установлена. "Появившаяся информация об опознании не соответствует действительности. Личность женщины-самоубийцы пока не установлена. Следственные мероприятия по делу продолжаются", - заявил "Газете.ру" оперативный дежурный управления.

Напомним, в понедельник в дагестанском селении Губден Карабудахкентского района произошли два самоподрыва смертников, в результате которых погибли два сотрудника правоохранительных органов и 27 получили ранения различной степени тяжести, трое из них находятся в тяжелом состоянии.

По информации главного врача Центральной больницы Карабудахкентского района, некоторых раненых доставили в Махачкалу. В интервью телеканалу "Россия 24" он отметил, что многие пострадавшие получили очень тяжелые ранения. Операции идут одна за другой, врачи ведут борьбу за жизни раненых.

"У одного из пострадавших проникающее ранение в грудную полость с поражением легкого. Его уже прооперировали. Еще у одного пострадавшего - проникающее ранение брюшной полости и множественные осколочные ранения - в руки, ноги, бедра. Его готовят к операции. Третьего пострадавшего с легкими осколочными ранениями перевели для лечения в медсанчасть МВД", - рассказал главврач.

Первый взрыв с участием террористки-смертницы произошел на въезде в село в 19:30 по московскому времени. Женщина прошла мимо шлагбаума по пешеходной дорожке и приблизилась к зданию поселкового отделения, которое окружено высоким кирпичным забором. Дежуривший у шлагбаума боец 102-й бригады внутренних войск МВД России окликнул ее и заставил вернуться обратно к шлагбауму. В следующую секунду смертница привела в действие закрепленный на ней "пояс шахида". В результате взрыва погиб остановивший ее боец внутренних войск, еще четверо его сослуживцев получили ранения различной степени тяжести.

В 22:40 неизвестный подъехал на автомашине "Лада-Приора" к поселковому отделению милиции и подорвал себя и машину", после чего пост был обстрелян со стороны лесного массива.

В настоящее время на месте работают оперативники, устанавливаются личности смертников. По данным Life News, у девушки уцелела лишь половина головы. Мощность бомбы еще устанавливается, однако известно, что речь идет не меньше, чем о 2-3 килограммах взрывчатки.

Возбуждено уголовное дело по трем статьям УК РФ: "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа", "Незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств" и "Незаконное изготовление взрывчатых веществ и взрывных устройств".

В правоохранительных органах не исключают, что после передачи дела в Следственное управление республики данные преступления будут переквалифицированы по статье "террористический акт".

Даудов - "самый дерзкий и опасный боевик" на Северном Кавказе

50-летний лидер "губденского джамаата" Ибрагимхалил Даудов, о котором заговорили после задержания и последующего ареста четырех членов его группы, служил в Афганистане, а к боевикам примкнул всего три года назад. За это время Даудов, имевший ценный боевой опыт, как говорят в УФСБ России по Дагестану, стал одним из самых дерзких и опасных боевиков на Северном Кавказе. Ранее Даудова подозревали в том, что он снабжает боевиков оружием и продовольствием.

Даудов стал лидером губденских боевиков вместо уничтоженного в августе прошлого года спецназом ФСБ Магомедали Вагабова. Однако лидер бандподполья Доку Умаров не стал признавать Даудова амиром Дагестана, а назначил на эту должность Исрапила Валиджанова. Чтобы доказать свою состоятельность, Даудов минувшей осенью совершил несколько дерзких нападений, среди которых убийство начальника межрайонного отдела УФСБ по Дагестану Магомедсаида Гаджиева.

До того как уйти в лес к боевикам, Даудов проходил срочную службу в Афганистане. Затем он был приговорен к лишению свободы в Азербайджане за хранение оружия. Отсидев срок, Даудов вернулся в родное село Губден Карабудахкентского района Дагестана, где занимался ремонтом холодильного оборудования.

По данным СМИ, Даудов жестоко расправлялся с теми, кто шел против него. Так, после конфликта с участковым Зайнутдином Ярахмедовым Даудов, уйдя к боевикам, убил его. Поводом для противостояния стал взрыв баллона с газом в доме Даудова. Ярахмедов заподозрил односельчанина в изготовлении взрывчатки и стал контролировать каждый его шаг. О том, что Даудов торговал оружием, говорили и соседи. Три года назад дом Даудова загорелся, и тушившие его соседи обнаружили там целый склад оружия. Не дожидаясь расследования, Даудов вместе с семьей ушел в лес.

Как считает следствие, накануне Нового года Даудов отправил в столицу жену Завжат, потерявшую в ходе спецопераций их двух сыновей. Вместе с ней должна была подорваться Зейнаб Суюнова, задержанная в январе в Волгограде. Тело Завжат Даудовой было обнаружено после взрыва, прогремевшего 31 декабря в гостевом домике ООО "Спортивно-стрелковый клуб военно-охотничьего общества" в Кузьминках.

По версии следствия, Даудова и Суюнова должны были подорваться на Новый год, однако бомба из-за неосторожного обращения взорвалась раньше. Как установили следователи, в Москву женщины приехали на автобусе из Махачкалы. Взрывчатку, которая была спрятана в двух печках для сауны, в столицу также доставили на автобусе из столицы Дагестана.

Как писали СМИ, одна из смертниц должна была подорваться на Манежной площади, вторая - в аэропорту. В то же время в Национальном антитеррористическом комитете утверждают, что организаторы теракта в "Домодедово" и предновогодних взрывов в Москве принадлежат к разным диверсионным группам.

Первоначально следователи предполагали, что смертником, подорвавшимся в аэропорту "Домодедово", был третий сын супругов Даудовых - он подходил по возрасту. Однако позже было установлено, что смертником является другой 20-летний житель Кавказа.