Заказное алиби и платные свидетели становятся непременным атрибутом многих уголовных дел
НТВ
Заказное алиби и платные свидетели становятся непременным атрибутом многих уголовных дел. Еще недавно юристы называли статью 307 УК РФ редкой, однако сегодня ее можно назвать входящей в моду. Ложь под присягой - выгодный бизнес. В судах эту тенденцию отследили и начали возбуждать дела против лжесвидетелей и лжеэкспертов, пишет "Российская газета".

За два последних года, по данным Судебного департамента при Верховном суде, за лжесвидетельство осудили около двух сотен человек. Цифра очень скромная, но раньше не было и такой, отмечает издание.

Такое малое количество судимых за вранье под присягой объясняется не тем, что в судах перестали лгать. Российское законодательство о лжесвидетельстве - самое либеральное из всех стран Европы и Америки. Возмездие за клятвопреступничество невелико, хотя лживые показания могут стоить жизни.

Сегодняшнее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство дает подозреваемому, обвиняемому, подсудимому фактически карт-бланш на вранье по полной программе. Причем привлекаемый к уголовной ответственности вправе не только сам обманывать сколько захочет, но и просить врать свидетелей, потерпевших, прочих участников суда. Причем практически безнаказанно.

Если в прежнем Уголовном кодексе за дачу заведомо ложных показаний было записано наказание до 1 года в местах не столь отдаленных, то в ныне действующем УК РФ наказание лишением свободы вообще отсутствует.

За отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний Уголовным кодексом тоже установлена практически символическая ответственность. Невозможно даже подсчитать примерные суммы, в которые казне обходится труд дознавателей, следователей, прокуроров и судей. В следственные действия входят: допросы, очные ставки, следственные эксперименты, экспертизы и прочие недешевые мероприятия.

В законе сказано: "Субъектом заведомо ложного показания может быть лицо, достигшее 18 лет и выступающее по делу в качестве свидетеля или потерпевшего". Но не каждый очевидец преступления может быть допрошен в качестве свидетеля и обязан давать правдивые показания.

По статье 51 Конституции, "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников". Круг таких родственников определяет федеральный закон. Близкими родственниками считаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка, внуки, а также супруг. Все эти люди вообще могут отказаться от дачи показаний по уголовным делам в отношении своих родственников и не несут за это уголовной ответственности.

Более того, по закону супруг и близкие родственники лица, совершившего преступление, не подлежат уголовной ответственности за "заранее не обещанное укрывательство и недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном им преступлении".

Практика рассмотрения уголовных дел судами по статье 307 очень любопытна. Она показывает: подавляющее большинство тех, кого осудили за ложь под присягой, - свидетели, которые врали на суде. Причем чаще всего на процессах по умышленным убийствам, изнасилованиям и по корыстным преступлениям. Практически все подсудимые признали свою вину в лжесвидетельстве.

Как правило, мотивом совершения этих преступлений были уговоры виновного или его родственников. Еще одна любопытная деталь - из осужденных лгунов каждый четвертый оказался уже судимым.