Фонд "Петербургская политика" описал три сценария выборов в Госдуму
Moscow-Live / Будишевский Николай
Акции протеста в России 23 и 31 января обозначили три ключевых сценария, по которым могут пройти выборы в Госдуму, запланированные на 19 сентября, пишет фонд "Петербургская политика" в докладе "Выборы в новую и старую Госдуму. Динамика versus инерция: что страшнее". Первый из них - план "Крепость" - подразумевает повторение стратегии власти 2016 года, когда из повестки кампании исключили саму возможность изменения политического расклада.

В этом случае будет предпринята попытка убедить общество в "невозможности или несвоевременности изменений и контрпродуктивности оппозиционной игры", чему будут способствовать наращивание силового давления и демонстрация тотальной поддержки власти, говорится в докладе.

На техническую вероятность такого сценария указывают высокие результаты прошлогоднего голосования по поправкам к Конституции на фоне низкого рейтинга власти. Однако пока возможности быстрого сплочения россиян вокруг президента и его партии не просматривается, и реализация этого сценария будет сопровождаться усилением контроля над всеми процессами и давлением активности оппозиции, в том числе за счет допущенных до выборов партий и кандидатов.

"По многим признакам есть ощущение, что пока нас готовят именно к первому сценарию. Но развилки еще возможны", - заявил "Коммерсанту" глава "Петербургской политики" Михаил Виноградов. Он отметил, что в случае этого сценария накопившийся негатив может выплеснуться и после выборов, повлияв в том числе и на выборы 2024 года.

Он также напоминает, что выборы в Мосгордуму 2019 года тоже казались спокойными и благоприятными для власти, но конкурентность кампании была повышена за счет протестов. В случае плана "Крепость" власти тоже могут столкнуться с подобной активностью, например в случае отказа в регистрации оппозиционным кандидатам.

Второй сценарий - "Ветер перемен": эксперты допускают, что заявленные ранее властями ориентиры на 45% явки и 45% голосов за "Единую Россию" могут говорить об отказе от получения одной партией конституционного большинства. В этом случае ЕР достается около 260 мандатов, а в Думу проходят до пяти партий. Важную роль в этом сценарии играют малые партии, активность которых была инициирована Кремлем в 2020 году, хотя одной из их главных проблем является "имидж искусственности". В то же время этот вариант таит риски "смешения в сознании элит" и выхода процесса из-под контроля.

Наименее вероятным в фонде считают третий сценарий - "Ускользающее большинство": власти снижают степень контроля над выборами, ограничиваясь лишь "режиссурой процесса". Тогда ЕР может не получить даже простого большинства. Если на участки придут ранее не голосовавшие избиратели, негативно настроенные к власти, это снизит результат ЕР по списку, а в одномандатных округах все будет зависеть от наличия "консолидации голосования за яркого кандидата", как это было на выборах в Мосгордуму. В этом случае непредсказуемыми окажутся результаты кандидатов ЕР в 30-50% округов.

Именно при таком сценарии удовлетворены окажутся все стороны: власть сможет контролировать Думу путем коалиции ЕР с более слабыми и управляемыми партнерами (обновленная "Справедливая Россия", "Новые люди" или Партия пенсионеров), а протестное движение "заявит об успехе и рекордно низких показателях власти". "Вероятность такого сценария сегодня ниже первых двух", - говорится в докладе. Однако "страх перед призраком третьего сценария" или тем, что к нему скатится второй, остается "базовым оправданием" для реализации первого.

Между тем в мэрии Москвы всерьез опасаются "Умного голосования" Алексея Навального на столичных выборах в Госдуму. На выборах в Мосгордуму 2019 года кандидаты, поддержанные "Умным голосованием", победили в 20 из 45 одномандатных округов. Сейчас в администрации президента считают проблемными 8 из 15 столичных округов, для победы в которых власть намерена использовать TikTok.

По словам политконсультантов, при грамотном использовании TikTok может быть довольно эффективным инструментом, позволяющим размещать в том числе политические или околополитические видео. Однако как инструмент системной работы или агитации он не годится и больше подходит для вбросов, к тому же примерно половину его аудитории составляют подростки, которые на выборы не ходят.