"Меня уже совсем не удивляет, что государство исходит ложью в таких ситуациях", - говорит писатель-диссидент Владимир Войнович в интервью Der Standard. Одна лишь эта жалкая игра с числом заложников - сначала 354, затем больше тысячи. "Я не верю, что они с самого начала не знали их приблизительное число", - говорит Войнович. По его словам, людям трудно верить даже в то, что им самим кажется правдоподобным. "Эта неискоренимая привычка лгать не позволяет мне ожидать ничего хорошего", - считает автор русского варианта "Швейка".
Пессимистически настроен и молодой писатель Сергей Шаргунов: "Кремль придумал всю эту лживую пропаганду для рядовых граждан еще с начала войны. Если мы не откажемся от примитивного шовинизма, то нас ожидают новые потрясения. Скрепя сердце, сегодня нужно требовать свободу для Чечни".
При этом Шаргунов отнюдь не сторонник сепаратизма и сожалеет о потере кавказских республик после распада Советского Союза. "Кремль, не имея стратегии, ведет бессмысленную войну, которая превратилась в геноцид чеченского народа", - говорит Шаргунов, который видит решение лишь в смене власти в Кремле. Шаргунов высказал подозрение, что кремлевскому руководству на самом деле безразличны национальные интересы, иначе бы оно искало другие пути решения проблемы.
В любой другой стране после такой трагедии, как Беслан, правительство должно было бы заявить об отставке, но только не в России, говорит писатель Людмила Улицкая в интервью "Независимой газете". В том, что Северному Кавказу грозит гражданская война, по мнению Улицкой, следует винить "неуклюжесть, глупость и некомпетентность нашего государственного руководства".
Без переговоров между властями в Грозном, повстанцами Масхадова и Россией не обойтись, сказал "Независимой газете" писатель и одновременно лидер Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов. Вместо этого, по его словам, Кремль будет трусливо прятаться за заложниками. "Они всегда будут лгать и всегда предпочтут скрываться за спинами детей", - ставит Лимонов свой радикальный диагноз.
То, что руководство государства не отваживается выйти из-за кулис, отмечает и Сергей Шаргунов. По его мнению, оно прячется за спинами граждан, которых вынуждает выходить на улицы с транспарантами типа: "Оставьте нас в покое, уважаемые террористы". Шаргунов, следующий роман которого будет посвящен чеченскому конфликту и проблеме терроризма, апеллирует к литературе, которая должна ответить на нынешние вызовы своей социальной и политический ангажированностью, пишет Der Standart.