Согласно законопроекту, размещенному в базе данных Госдумы, ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" дополняется статьей 3.1 следующего содержания: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов. Библия, Коран, Танах (Священное писание в иудаизме - Прим. NEWSru.com) и Ганджур (собрание священных буддийских текстов - Прим. NEWSru.com), их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами".
Предполагается, что федеральный закон вступит в силу со дня его официального опубликования. В Пояснительной записке к проекту закона отмечается, что статьей 28 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
"В развитие данного положения Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"...Исходя из преамбулы названного Федерального закона именно христианство, ислам, иудаизм и буддизм составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В связи с изложенным и в целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям законопроектом предлагается установить, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу упомянутых религий, их содержание и цитаты из них, не могут быть признаны экстремистскими материалами", - говорится в пояснительной записке.
В ней же отдельно уточняется, что концепция законопроекта была предварительно согласована с представителями соответствующих централизованных религиозных организаций России.
Примечательно, что еще в сентябре депутат нижней палаты парламента от Чечни Шамсаил Саралиев также предлагал коллегам запретить искать экстремизм в религиозных книгах. 21 сентября он внес соответствующий законопроект.
Документ предполагает внесение поправок в закон "О противодействии экстремистской деятельности". Саралиев предложил запретить признавать "тексты Священных Писаний", уточнив, что таковыми являются "религиозные книги мировых, в том числе авраамических, религий".
В пояснительной записке говорится, что Конституция России гарантирует свободу вероисповедания, а признание экстремистским священного текста ставит знак равенства между верующим и преступником. Это может нанести ущерб государству и подорвать стабильность, указал Саралиев.
Поводом для появления поправок, исключающих возможность попадания религиозных текстов в список экстремистских материалов, стало резонансное решение судьи Южно-Сахалинского суда Натальи Перченко. Она 12 августа по иску местного прокурора Татьяны Билобровец признала "экстремистским материалом" книгу "Мольба к Богу: ее значение и место в исламе". Экстремистскими суд признал и прямые цитаты из Корана.
К слову, депутат Саралиев после этого попросил Генпрокуратуру и Следственный комитет проверить суд, вынесший спорное решение, на возможное сотрудничество с иностранными спецслужбами и запрещенной в РФ террористической группировкой "Исламское государство". Но не его реакция на решение стала наиболее жесткой.
Глава Чечни Рамзан Кадыров, который больше всего возмутился решением суда, потребовал "строгого наказания для провокаторов, принявших данное судебное решение и пытающихся взорвать ситуацию в нашей стране", назвав судью и прокурора "национальными предателями и шайтанами".
Кадыров пригрозил им: "Если же должным законным образом с ними не разберутся, то в первую очередь из меня сделают преступника. Я лично призову их к ответу, ибо для меня в этой жизни нет ничего выше Корана. И я готов защищать его до конца. Я осознаю всю ответственность за свое требование и готов ее нести".
За этим последовало заявление официального представителя Генпрокуратуры РФ Марины Гридневой о недопустимости оскорбления судей и прокуроров. Впрочем, позднее Кадыров все же направил в суд апелляцию на решение Перченко. Прокуратура тоже обжаловала это решение суда.
Кроме того, Кадыров призвал законодательно запретить судам искать экстремизм в божественных книгах. Того же мнения придерживаются глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, дьякон Андрей Кураев и протоиерей Всеволод Чаплин. Последний обратил внимание, что в данном случае оспаривается право, центральное для многих религий: "право утверждать, что именно твоя религия истинна, что обращаться нужно только к одному единственному истинному Богу".