По мнению стороны обвинения, экс-глава ЮКОСа напрямую не признал себя виновным в присвоении 38% акций ряда "дочек" ЮКОСа, но при этом заявил, что решение о передаче другим организациям управления компаниями "ВНК" и "Томскнефть", хищение акций которых инкриминируется фигурантам, принималось ЮКОСом как основной компанией, передает "Интерфакс".
"Роль Михаила Ходорковского в компании "ЮКОС" была определяющей, он нес ответственность за все решения", - подчеркнула Ибрагимова. Таким образом, показания предпринимателя были восприняты прокурором как признательные. Она напомнила, что напрямую Ходорковский и Лебедев не признали свою вину, однако подчеркнула, что их показания не соответствуют действительности.
Таким образом, в четверг прокуратура изложила суду свое мнение по поводу эпизода с хищениями акций дочерних компаний ЮКОСа. В пятницу обвинители продолжат излагать свою позицию на прениях сторон. Как ожидают гособвинители, их выступление займет не менее четырех дней. Учитывая, что Ходорковскому и Лебедеву инкриминируется четыре эпизода, прокуратура, видимо, рассчитывает посвятить день каждому из них.
- Гособвинение просит более мягкого наказания
- Прокуроры врут с самого начала, считает защита
- Ходорковский и Лебедев впервые дали очное интервью
В целом, прокуратура считает вину обоих фигурантов дела доказанной, в том числе благодаря представленным гособвинением доказательствам. "Анализ собранных доказательств позволяет прийти к однозначному выводу о виновности подсудимых", - сказала Гюльчехра Ибрагимова. Напомним, они обвиняются в хищении 350 млн тонн нефти.
Прокурор заявила также, что все преступления были совершены возглавляемой Ходорковским и Лебедевым организованной группой, где использовалась сложная структура "соподчиненности и управляемости". "Группа всегда предпринимала активные действия для сокрытия совершенных преступлений", - сказала прокурор. Между тем, подсудимым не вменяется статья 210 УК РФ (создание или участие в преступном сообществе).
Прокуратура уже приступила к оглашению эпизода, связанного с хищением 38% акций ВНК стоимостью свыше трех млрд рублей. Ибрагимова считает доказанным, что Ходорковский и Лебедев похитили акции ВНК, затем, легализуя их, совершили фиктивные операции и тем самым приобрели право на стратегическое и оперативное управление "дочками" ВНК - ОАО "Самаранефтегаз" и ОАО "Юганскнефтегаз".
При этом сделки по обмену акций проводились по очень сложным схемам с целью запутывания их противоправного характера, сказала прокурор. По ее словам, подсудимые использовали подложные документы. Ибрагимова уточнила также, что гособвинение скептически отнеслось к заявлениям Ходорковского о том, что операции проводились для избежания рейдерского захвата компании, о котором ему якобы было известно.
Гособвинение просит более мягкого наказания
Срок наказания, который прокуратура считает справедливым для обвиняемого, станет известен только в конце выступления, сообщает РИА "Новости". При квалификации инкриминируемых деяний Ибрагимова рекомендовала использовать редакцию статьи Уголовного кодекса с внесенными в нее в 2010 году поправками, смягчающими наказание за экономические преступления и улучшающими положение обвиняемых.
Ибрагимова, в частности, предложила применить статью 171.1 УК РФ "Легализация средств, полученных преступным путем" с учетом поправок, принятых в 2010 году. В перерыве она пояснила журналистам, что этот закон имеет обратную силу и улучшает положение обвиняемых. "Мы будем просить наказания с учетом смягчения закона", - заявила прокурор.
Максимальный срок лишения свободы по этой статье в редакции закона 2010 года уменьшен с 15 до 10 лет. Вместе с тем, наряду с легализацией доходов фигурантам дела вменяется также хищение чужого имущества.
Ранее Ибрагимова отмечала, что в прениях примут участие все четыре участвующих в процессе прокурора и, по ее прогнозам, выступления гособвинителей продлятся еще четыре дня.
Прокуроры врут с самого начала, считает защита
Между тем защита Михаила Ходорковского выразила несогласие с позицией прокуратуры. "Они с 2003 года (то есть с начала первого процесса, - прим. ред.) врут. Вот как начали, так и продолжают", - заявил журналистам адвокат экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант.
Некоторые высказывания гособвинителя подсудимые со своей стороны встречали усмешками. Некоторые замечания удивили Ходорковского, пишет пресс-центр Ходорковского-Лебедева. В целом их адвокаты приняли решение не комментировать ход прений. Свою позицию защитники обещают выразить, когда прокуратура закончит выступать в суде.
Ходорковский ранее заявил о готовности отказаться от участия в прениях в Хамовническом суде Москвы в том случае, если прокуратура потребует отмены решений арбитражных судов, обанкротивших ЮКОС. По мнению Ходорковского и его защиты, решения арбитражных судов, которые взыскали с ЮКОСа 30 млн долларов дополнительных налогов и обанкротили компанию в связи с тем, что она не справилась с налоговыми обязательствами, противоречат обвинительному заключению.
При этом адвокат бизнесмена Вадим Клювгант подчеркнул, что отказ от участия в прениях не будет означать признания Ходорковским своей вины. "Если прокуратура не пойдет на внесение представлений, Ходорковский будет участвовать в прениях и доказывать преступление прокуратуры, незаконно привлекшей его к ответственности", - заявил он.
После прений гособвинение, потерпевшие, подсудимые и их адвокаты вправе по разу выступить с репликой. Право последней реплики принадлежит стороне защиты. После прений подсудимым дадут выступить с последним словом, после чего судья удалится в совещательную комнату для вынесения приговора, предварительно назначив дату его оглашения, передает ИТАР-ТАСС.
Второе уголовное дело в отношении бывших руководителей ЮКОСа и "Менатепа" слушается председателем Хамовнического суда Виктором Данилкиным, со стороны обвинения в процессе принимает участие пять прокуроров. Интересы подсудимых в ходе процесса представляли около 10 адвокатов.
Судебный процесс в Хамовническом суде Москвы начался 3 марта 2009 года, за 19 месяцев прошло около 280 заседаний. За это время суд изучил 188 томов материалов уголовного дела, а также многочисленные документы, в том числе протоколы собраний акционеров, решения арбитражных судов, постановления о выемках документов, договоры обмена акций.
В суде выступил 81 свидетель: 52 - со стороны обвинения и 29 свидетелей защиты. В частности, суд допросил главу "Сбербанка" Германа Грефа и министра торговли и промышленности РФ Виктора Христенко. При этом в список обвинительного заключения в качестве свидетелей были включены 250 человек, а защита настаивала на вызове еще 300 свидетелей.