Как заявил изданию "Газета.GZT.ru" председатель комитета, соавтор книг Андрей Бабушкин, в письмах, поступающих в комитет из мест заключения, как правило, задаются примерно одни и те же вопросы. Однако отвечать на них, по его мнению, трудно даже юристам, так как законодательство меняется с огромной скоростью.
"Конечно, в каждой колонии, в каждом СИЗО - свои недостатки. Но везде острее всего стоят такие проблемы, как связи с родственниками, заключение брака, условия задержания и содержания", - подчеркивает руководитель службы посещения тюрем комитета "За гражданские права" Тамара Флерова. Она отметила, что ситуация в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) исправляется в тех регионах, где активно работают правозащитные организации.
Руководитель программ при Московском отделении управления верховного комиссара ООН по правам человека Рашид Алуаш рассказал о том, как, по его мнению, функционирует ФСИН в России. "Я, конечно, знаю меньше, чем российские правозащитники. И мое мнение в основном основано на официальных данных, поступающих в ООН, и на тех данных, что предоставляют нам правозащитные организации, - заявил он. - Однако у меня складывается впечатление, что постепенно, с 2000 года, условия заключения становятся лучше".
Бабушкин в свою очередь подчеркнул, что жизнь в тюрьмах полегчала в первую очередь потому, что выросло финансирование ФСИН или же деньги наконец начали доходить до адресата. Помимо этого люди, так или иначе столкнувшиеся с полицейским произволом, начинают самостоятельно заниматься юридическим просвещением.
"Карманная книжка пациента" призвана объяснить правила работы медучреждения. Нередко врачи, по признанию руководителя службы защиты прав пациентов комитета Любови Кравцовой, не виноваты в низком качестве медицинской помощи. "Если зурабовские стандарты отпустили на каждого пациента 10 минут приема, как можно требовать качественного лечения?" - отмечает она.
Но в целом, по мнению авторов справочника, в поликлиниках и больницах царит элементарное несоблюдение прав пациентов. Руководители лечебных учреждений устраивают бюрократическую волокиту при рассмотрении любых жалоб или просьб. "Нам элементарно отказывают в том, чтобы мы посмотрели свою амбулаторную карту, сделали с нее копии. Мы верим слову "не положено", даже не пытаясь отстоять свои права, - заявляет Бабушкин. - Поэтому главврачи чувствуют вседозволенность и сильно удивляются, когда пациент решается на то, чтобы пожаловаться в вышестоящие инстанции".