Борцы с застройкой парка были задержаны у себя в квартирах. По некоторым данным, к активистам нагрянули около шести часов утра. Сообщалось, что среди задержанных оказался 16-летний Александр, сын активиста Павла Алексеева, который обычно снимал происходящее вокруг парка "Торфянка" на видео.
Журналистка Мария Эйсмонт написала в Facebook, что ей прислали видео с уводом отца вместе с 16-летним сыном. Позже "ОВД-Инфо" стало известно, что информация о задержании несовершеннолетнего не подтвердилась.
На сайте партии "Яблоко", которая поддерживает активистов, сообщается, что их заподозрили в оскорблении чувств верующих. Глава московского отделения "Яблока" Сергей Митрохин заявил "Эху Москвы", что вместе с активистами правоохранители забирали и членов их семей.
Обыски и задержания проводились без адвокатов и со "своими" понятыми
С двух сторон жилого дома дежурили полицейские автомобили, каждого задержанного конвоировали около 15-20 сотрудников МВД, а всю спецоперацию снимали журналисты телеканала НТВ, рассказала РБК очевидец Виктория Миронова.
Как сообщила на своей странице в Facebook глава правозащитной организации "Русь сидящая" Ольга Романова, среди задержанных - Марина Веригина и ее муж Владимир Гречанинов.
На странице Романовой уточняется, что при задержании Натальи Федоровой правоохранители "оцепили подъезд, не дали соседям быть понятыми - сказали, что с собой понятых привели". "Вместе с Натальей посажены в автозак ее муж Борис, их дочка Даша (18 лет), и мама Натальи тетя Шура, инвалид", - сообщила Романова. По ее данным, Евгения Лебедева и его жену Валентину Лебедеву после обысков "посадили в автозак вместе с несовершеннолетней дочерью".
По словам соседей, активистам грозили взломом дверей, если им не откроют. Согласно сообщению на сайте "Яблока", угроза осуществлена в случае с Мариной Веригиной: "Мужчины в форме сотрудников правоохранительных органов стали стучаться в квартиру Марины Веригиной в шесть утра, она не открыла дверь, но ее выломали и забрали всю семью".
По информации, полученной сайтом Activatica от соседей, Павла Алексеева и супругов Кузнецовых ненадолго привозили на автозаках обратно к дому, но после недолгого пребывания в своих квартирах их увезли снова.
"Все обыски проводились без адвокатов. Нет связи с еще несколькими семьями защитников Торфянки, сейчас выясняем, где они, - добавила правозащитница. - Адвокатов мы нашли, они выехали к задержанным. Защиту представляют Максим Пашков и Сергей Шанк".
"Грубо нарушено законодательство РФ. По сути, людей просто похитили, поскольку им не предъявили оснований для проведения обысков и задержаний, не дали связаться с родственниками, не дали связаться с адвокатами", - написал по этому поводу правозащитник Лев Пономарев в блоге на сайте "Эха Москвы".
Предварительный список задержанных (по данным, собранным "ОВД-Инфо" и Ольгой Романовой) выглядит так: Наталья, Дарья, Александра и Борис Федоровы, Евгений и Валентина Лебедевы, Константин Яцын, Владислав и Светлана Кузнецовы, Анастасия Димитриади, Павел и Александр Алексеевы, Сергей Макаркин.
Дело возбуждено по доносам движения "Сорок сороков"
Задержанных привезли в следственное управление Следственного комитета РФ по Северо-восточному административному округу Москвы.
О возбуждении уголовного дела на Лебедева и Виригину сообщила ТАСС адвокат общественного движения "Сорок сороков" Оксана Михалкина. Адвокат уточнила, что уголовное дело было возбуждено по неоднократным заявлениям о противоправных действиях задержанных, и не исключила, что обвинение может также расшириться статьей 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства").
"Недавно на имя патриарха Кирилла мы подали 500 обращений с просьбой выбрать замену "Торфянке" из представленных ранее 20 альтернатив. Однако после этого патриарх заявил, что люди в парке идут против веры, а задача церкви не идти на попятную. Я связываю сегодняшние события именно с этим", - заявил РБК защитник парка Михаил Барботкин.
Руководитель общественного движения "Сорок сороков" Андрей Кормухин в комментарии тому же агентству связал обыски и задержания с рядом поданных этим движений заявлений.
"Мы неоднократно писали заявления о возбуждении уголовных дел по фактам, в том числе и вандализма, и экстремизма. Неправомерные действия, которыми занимались задержанные, были направлены на травлю как прихожан, так и настоятеля храма иерея Олега Шалимова, который несколько раз подвергался нападениям у парка", - сказал он.
Настоятель храма иерей Олег Шалимов утверждал, что несколько раз подвергался нападениям у парка "Торфянка", в связи с чем обратился в Следственный комитет РФ с просьбой провести проверку.
Противостояние сторонников и противников строительства храма в парке "Торфянка" продолжается уже второй год. Летом 2015 года группа жителей Лосиноостровского района воспротивилась планам передачи части территории парка "Торфянка" под строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 1 июня 2015 года Бабушкинский районный суд Москвы постановил, что строительство законно, но его противники все равно поставили у входа в парк палатку. Им противостояли члены местной православной общины и активисты движения "Сорок сороков".
Префектура Северо-Восточного административного округа столицы под давлением общественности приостановила строительные работы. В начале сентября того же года в рамках интернет-проекта "Активный гражданин" прошло голосование по вопросу об альтернативном участке для храма. В итоге под строительство была выделена территория в Анадырском проезде.
В октябре 2015 года власти Москвы приняли окончательное решение отказаться от строительства храма в "Торфянке". Однако протестующие активисты решили все равно оставаться в парке на круглосуточном дежурстве. В середине февраля 2016 года в "Торфянке" вновь вспыхнул конфликт из-за строительства храма. Противники его возведения сообщили, что в ночь на 13 февраля в парк были завезены строительные материалы. В начале марта протестующие пожаловались, что полиция снесла их палатку.