В 2004 году Кудешкина направила жалобу в Европейский суд, отметив, что при ее увольнении были нарушены три статьи Конвенции по правам человека
Архив NEWSru.com
Председатель Европейского суда по правам человека Люциус Вильдхабер направил в понедельник ответ совету судей Москвы, в котором отклонил просьбу об участии последнего при рассмотрении жалобы "Ольга Кудешкина против Российской Федерации". Совет судей Москвы намерен был выступить на этом процессе в качестве "третьей стороны".

Осенью 2006 года в СМИ появилось заявление адвоката Виталия Портнова, в котором он утверждает, что совет судей Москвы поручил ему быть своим представителем и добиться привлечения в качестве "третьей стороны" в процесс по жалобе экс-судьи Кудешкиной. По его словам, это было необходимо для того, чтобы убедить своих коллег в Страсбурге, что увольнение госпожи Кудешкиной было правомерным, пишет газета "Коммерсант".

По официальной версии, полномочия судьи Мосгорсуда Ольги Кудешкиной были прекращены в 2004 году за "заведомо ложные" высказывания в адрес судебной системы.

В 2004 году Кудешкина направила жалобу в Европейский суд, отметив, что при ее увольнении были нарушены три статьи Конвенции по правам человека. Евросуд принял ходатайство Кудешкиной весной 2006 года, но согласился рассматривать это дело лишь в связи с возможным нарушением ст. 10 Европейской конвенции по правам человека - право каждого на свободу выражения своего мнения. Представитель Российской Федерации в Евросуде Павел Лаптев представил в суд документы о правомерной процедуре увольнения бывшей судьи.

Напомним, что Ольга Кудешкина 4 декабря 2000 года была назначена судьей Московского городского суда на неограниченный срок полномочий на основании Указа президента Российской Федерации от 9 ноября 2000 года N7867 и приказа по Московскому городскому суду от 4 декабря 2000 года N0286.

История увольнения Кудешкиной

О "дисквалификации" рассказала сама Ольга Кудешкина. По ее словам, в 2003 году она с двумя заседателями слушала дело по обвинению следователя МВД Павла Зайцева в превышении должностных полномочий, якобы допущенных им при расследовании дела о контрабанде мебели для торговых центров "Гранд" и "Три кита". По мере слушания дела становилось понятно, что обвинение против Зайцева - заказное и его смысл в том, чтобы замять дело по "Трем китам". В судебном заседании представитель Генпрокуратуры Дмитрий Шохин пытался сделать так, чтобы доказательства исследовались только в выгодном для обвинения свете. Когда он увидел, что суд ведется объективно и беспристрастно, он стал срывать процесс, делал это в оскорбительной форме, что отражено в протоколе заседания.

Суд собирался обратиться к генпрокурору с просьбой о его замене, но в процесс вмешалась председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. По словам Кудешкиной, председатель суда вызвала ее к себе в кабинет и в грубой форме потребовала объяснений, почему суд принимает такие, а не другие решения. При ней она позвонила первому заместителю генпрокурора Юрию Бирюкову, утвердившему обвинительное заключение по делу Зайцева, и доложила, какие меры принимаются по делу. Егорова требовала не приобщать к делу заявления заседателей, в которых они назвали поведение Шохина безобразным, не принимать по ним никакого решения, не фиксировать этого в протоколе и "сделать так, чтобы заседатели в суд больше не являлись". Когда Кудешкина отказалась выполнить эти незаконные требования, "дело Зайцева" в нарушение требований закона и без объяснения причин из ее производства было изъято.

Позднее "в заявлении в Высшую квалификационную коллегию судей я описала эту историю со всеми деталями, со ссылками на народных заседателей и других свидетелей, которые могли бы подтвердить эти факты. Якобы по этому вопросу ВККС создала какую-то комиссию, но результаты ее работы остались за семью печатями. В мае мне пришел ответ из ВККС, что председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев с ходатайством о лишении полномочий председателя Мосгорсуда в коллегию не обращался. Зато 19 мая 2004 года Квалификационная коллегия судей города Москвы лишила статуса судьи меня саму", - заявила бывшая судья.

В решении было записано: "В результате сообщения судьей Кудешкиной О.Б. информации, не соответствующей действительности, в гражданском обществе была подорвана уверенность в том, что судебная власть в России является независимой и беспристрастной". Решение московской коллегии я обжаловала в Мосгорсуд, затем в Верховный суд, но обе инстанции оставили его неизменным. В судебном заседании я настаивала на вызове свидетелей, на том, чтобы вопрос был выяснен по существу: соответствуют или не соответствуют действительности сведения о незаконном вмешательстве Ольги Егоровой в осуществление правосудия по делу Зайцева? Я не знаю, проверял это кто-то или нет. В судах этот вопрос сочли несущественным.

По мнению Кудешкиной, ее лишили судейских полномочий с целью преподать урок всем судьям, "чтобы никому из них не было повадно критиковать судебную систему и ее начальство".