Документ представляет собой заключение беспрецедентного военно-стратегического и оборонного альянса. В союзном договоре между РФ и Узбекистаном фактически прямым текстом говорится, что Москва готова вмешаться в кризисную ситуацию на территории Узбекистана, если прочность режима окажется в опасности, пишет "Коммерсант".
"Закладывая новый долговременный фундамент взаимодействия двух стран, этот документ станет логическим продолжением договора о стратегическом партнерстве между РФ и Узбекистаном от 16 июня 2004 года, сыгравшего важную роль в деле укрепления и развития российско-узбекского сотрудничества", - заявил источник "Интерфакса" в Кремле. По его словам, президенты обсудят ключевые вопросы двусторонних отношений, обменяются мнениями о ситуации в Центральноазиатском регионе, по актуальным международным проблемам.
- Россия и Узбекистан: союз вместо партнерства
- Поддержка Узбекистана может дорого стоить России
- Россия попытается извлечь выгоду для "Газпрома"
- Что еще обсудят Путин и Каримов
- Как Узбекистан выполняет союзнические обязательства
Россия и Узбекистан: союз вместо партнерства
Похожий знаковый документ два лидера подписывали в июне прошлого года, и назывался он Договором о стратегическом партнерстве между двумя странами. Однако за прошедшие месяцы два государства настолько сблизились, что этого оказалось мало, возникла необходимость оформить еще более тесные отношения. До нынешнего года у Ислама Каримова было одновременно два внешнеполитических приоритетных партнера - Вашингтон и Москва. Продолжать эту игру стало невозможно после андижанского мятежа. И летом этого года Узбекистан потребовал вывода американской военной базы Карши-Ханабад.
Именно это и является основной причиной нового документа: порвав с Вашингтоном, Ташкент испытал острую необходимость военного сближения с Россией. Подготовленный договор, по сути, представляет собой заключение беспрецедентного военно-стратегического и оборонного альянса.
Россия фактически гарантирует режиму Ислама Каримова свою поддержку на случай крупных потрясений, что превращает Узбекистан в крупнейший российский плацдарм в Центральной Азии. Там фактически прямым текстом говорится, что Москва готова вмешаться в кризисную ситуацию на территории Узбекистана, если прочность режима окажется в опасности: "В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также возникновения угрозы совершения акта агрессии против одной из сторон стороны незамедлительно приводят в действие механизм соответствующих консультаций для согласования позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации".
За эту поддержку Ташкент должен пообещать Москве разместить на своей территории военную базу. "В целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности, - гласит проект договора, - стороны в необходимых случаях на основе отдельных договоров предоставляют друг другу право использования военных объектов, находящихся на их территории".
Россия попытается извлечь выгоду для "Газпрома"
Вступая в столь тесные отношения с Узбекистаном, Россия, наверное, попытается извлечь из этой близости какую-нибудь выгоду для российских госкомпаний, в первую очередь, для "Газпрома". Скорее всего, российская сторона будет настаивать на подписании межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, которое бы позволило надежнее гарантировать интересы "Газпрома" в проектах на территории Узбекистана. Возможно, будет поднят вопрос о закреплении за "Газпромом" перспективных нефтегазовых месторождений на Устюртском плато. Заключение договора о союзнических отношениях могло бы помочь и ЛУКОЙЛу, пытающемуся начать освоение месторождений Кандым, Хаузак, Шады.
Ожидая и рассмотрение проблемы узбекского долга, который составляет примерно 500 млн долларов, Москва не прочь в счет этой задолженности попросить для себя два авиационных предприятия Узбекистана: авиазавод ТАПОиЧ и Чирчикский авиаремонтный завод. Наконец, особое внимание российской стороны привлечено к Алмалыкскому ГОКу – Москва давно рассматривает возможность инвестиций в него в целях увеличения производства урана и золота.
Другим стратегически важным направлением в переговорах может стать вопрос ускоренного присоединения к ЕврАзЭС и ОДКБ. До сих пор Ташкент не проявлял особого рвения, явно предпочитая двустороннее сотрудничество вступлению в эти организации.
Поддержка Узбекистана может дорого стоить России
Демонстративное сближение Москвы и Ташкента происходит как раз в тот момент, когда в глазах Запада режим Ислама Каримова довольно быстро превращается в изгоя. На последнем заседании глав МИДов Евросоюза была принята резолюция о введении эмбарго на поставки оружия в Узбекистан. Российское руководство тогда объявило, что к этим санкциям не присоединится. "Это эмбарго нас никак не волнует и никак не затрагивает. Наши отношения с Узбекистаном имеют неуклонную тенденцию к укреплению во всех сферах, в том числе в области военного и военно-технического сотрудничества. Мы будем и дальше развивать отношения с этой дружественной страной", - пообещал министр обороны Сергей Иванов. В ходе нынешнего визита Ислама Каримова ему вполне могут предложить заключить сделку о покупке крупной партии российского оружия, предполагает "Коммерсант".
Более того, Москва готова взять на себя роль международного адвоката режима Ислама Каримова. Россия может пообещать проголосовать на текущей сессии Генассамблеи ООН против инициируемого ЕС и США проекта резолюции о нарушении прав человека в Узбекистане.
Подобная позиция России неизбежно скажется на ее имидже в мире, поскольку у западной общественности нет никаких сомнений в диктаторской сущности узбекского режима. Предоставление узбекскому режиму неограниченных гарантий может быть чревато для Москвы серьезными проблемами. Претензии Запада к Узбекистану будут расти. Группа американских конгрессменов уже потребовала не только введения международных санкций против Ташкента, но и возбуждения дела против Ислама Каримова в Международном уголовном суде.
Взяв на себя ответственность за безопасность узбекского режима, Москва вовлекает себя в тот кризис, который в будущем неизбежно разразится в Узбекистане. Уход Ислама Каримова неизбежно будет сопровождаться серьезными потрясениями и вряд ли произойдет бескровно. Подписывая нынешний договор, Россия автоматически делает вероятную гражданскую войну в Узбекистане своей внутренней проблемой.
Что еще обсудят Путин и Каримов
Ислам Каримов – частый гость в России. В июне этого года он приезжал в Москву, чтобы рассказать Владимиру Путину об успешном завершении антитеррористической операции в Андижане, потом в августе был на саммите СНГ в Казани, а в октябре гостил на встрече лидеров ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге.
На нынешней встрече руководители двух стран обсудят тематику, связанную с деятельностью Шанхайской организации сотрудничества, наращивание взаимодействия в борьбе с терроризмом, в том числе в рамках Региональной антитеррористической структуры ШОС.
Кроме того, состоится обмен мнениями по укреплению СНГ при необходимости продолжения работы по реформированию руководящих органов Содружества, принятия эффективных мер, нацеленных на развитие интеграционных и кооперационных связей в рамках СНГ, наращиванию усилий на антитеррористическом и антинаркотическом направлениях.
Значительное внимание в ходе встречи на высшем уровне будет уделено развитию экономического сотрудничества России и Узбекистана. "В связи со вступлением Узбекистана в Евразийское экономическое сообщество, которое будет способствовать ускорению интеграционных процессов на пространстве ЕврАзЭС, предстоит обсуждение вопросов активизации работы по полноформатному подключению узбекской стороны к деятельности сообщества с тем, чтобы протокол о вступлении Узбекистана в эту организацию был подписан до конца года", - подчеркнул кремлевский источник.
Торгово-экономические связи - важнейший компонент российско-узбекского взаимодействия, демонстрирующий в последнее время устойчивую позитивную динамику. Так, в 2004 году товарооборот России и Узбекистана составил 1,38 млрд долларов, что на 38% больше показателя 2003 года, а за 7 месяцев текущего года он достиг 1,15 млрд долларов, показав такой же стабильный рост по сравнению с аналогичным периодом 2004 года - 37%.
Как сообщил источник, Путин и Каримов рассмотрят возможность расширения связей на межрегиональном уровне, в том числе по линии хозяйствующих субъектов РФ и Узбекистана. Особая роль отводится созданию совместных предприятий, количество которых возросло с 360 в 2004 году до 411 в 2005 году, осуществлению других практических мероприятий в области производственной и научно-технической кооперации, налаживанию контактов в банковской сфере.
Как Узбекистан выполняет союзнические обязательства
15 мая 1992 года в столице Узбекистана главами шестью государств бывшего СССР (Россия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Армения) был подписан так называемый Ташкентский договор о коллективной безопасности. Позже в интервью Ислам Каримов объяснил приверженность предложенному Россией варианту военного сотрудничества так: "Я верю в будущее России, я связываю с ее ростом все наши надежды. Это государство обязательно выйдет на передовые рубежи. И все вместе мы добьемся многого".
В феврале 1999 года официальный Ташкент отказался от продления договора из-за "невозможности адаптировать документ под каждого участника". Неофициально Узбекистан был не согласен с доминирующей ролью Москвы в договоре, что косвенно подтвердил и сам Каримов в апреле 1999 года, на пресс-конференции в Ташкенте назвавший одной из угроз стране "имперские силы, которые не хотят согласиться с мыслью, что Узбекистан может идти независимым путем".
25 апреля 1999 года президент Узбекистана Ислам Каримов в ходе юбилейных мероприятий НАТО в Вашингтоне встретился с руководителями Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. После переговоров стороны подписали документы о присоединении Узбекистана к ГУУАМ – организации, направленной на ослабление роли России на постсоветском пространстве. Комментируя этот шаг, Ислам Каримов подчеркнул, что это имеет важное значение для выхода Узбекистана к Черному морю и для развития коммуникаций.
5 мая 2005 года Узбекистан вышел из состава организации. В поступившем в адрес президента Молдавии Владимира Воронина, который являлся председателем ГУУАМ, заявлении Каримова это решение объяснялось тем, что в работе ГУУАМ "делается акцент на идеологической и военно-политической составляющих" в ущерб экономическим связям.
2 октября 2001 года на совещании совета безопасности Узбекистана Ислам Каримов официально заявил об открытии воздушного пространства республики для пролета самолетов США, проводивших антитеррористическую операцию в Афганистане. Ислам Каримов заявил, что поддерживает решение Вашингтона "покончить с чумой XXI века", и подчеркнул, что Ташкент готов "сделать вклад в уничтожение баз по подготовке террористов". 8 октября стороны подписали соглашение, согласно которому Узбекистан предоставил силам антитеррористической коалиции базу Карши-Ханабад. Однако 30 июля 2005 года, после того как США начали настаивать на проведении независимого расследования майских событий в Андижане, Узбекистан потребовал от США в течение полугода покинуть базу.