В рамках дела была допрошена супруга градоначальника Елена Батурина и арестованы представители нескольких крупных финансовых структур. Однако, как стало известно корреспонденту газеты, недавно прокуратура Владимирской области, занимавшаяся расследованием, приостановила общее дело об отмывании денег, а несколько отдельных, заведенных на конкретные банки, прекратила.
Летом 1999 года расследование владимирских спецслужб вызвало настоящий переполох. В деле упоминались солидные банки, в том числе Русский земельный банк, и глава фирмы "Интеко" Елена Батурина. Поражали также суммы и количество структур, фигурировавших в расследовании: будто бы 100 банков и 600 фирм участвовали в незаконном вывозе из России более 230 млн. долл.
По версии УФСБ Владимирской области, схема выглядела следующим образом. Сотни миллионов рублей переводились по различным контрактам на счета нескольких подставных фирм в банке "Восход". Потом эти деньги по "липовым договорам" уходили во владимирский Алекскомбанк на счета двух фирм - "Вигора" и "Стэлс-инфо". Когда там скапливались значительные суммы, их под видом таможенных платежей направляли на счета четырех фирм, а уже оттуда деньги вновь возвращались в Алекскомбанк. Дальше миллиарды рублей вновь отправлялись московским банкам, в том числе все тому же "Восходу", где их конвертировали в валюту и по фиктивным контрактам перечисляли фирмам, зарегистрированным в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и Туркмении. А потом транзитом через Среднюю Азию деньги уходили на счета банков оффшорной зоны острова Науру.
Было возбуждено уголовное дело, в материалах которого вскоре стали фигурировать сотни банков и фирм. Среди прочих числилась там и "Интеко" с Еленой Батуриной во главе. После этого в банках, задействованных в отмывании средств, начались выемки документов. Одновременно были арестованы несколько руководителей Алекскомбанка и замначальника валютного отдела банка "Восход" 26-летняя Ирина Смирнова. И если владимирских финансистов почти сразу отпустили, то Смирнова провела в тюрьме больше двух месяцев. Как утверждали тогда ее адвокаты, сотрудники УФСБ требовали от Ирины компромата на высокопоставленных лиц Москвы, с которыми она якобы "состояла в преступном сговоре".
И вот, как сообщил вчера газете "Время новостей" следователь прокуратуры Владимирской области Алексей Кудинов, теперь общее дело об отмывании денег приостановлено "в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых". Следователям известно, что сотни миллионов долларов действительно были отмыты, но что-либо предпринять против тех, кто их отмывал, и тех, кто создал "прачечную", спецслужбы в данный момент не могут. Произошло это по двум причинам. Во-первых, пока невозможно документально вычленить среди клиентов "Восхода" и Алекскомбанка именно те фирмы, которые действительно отмывали деньги. Различные переводы туда осуществляли сотни организаций, однако потом эти деньги аккумулировались и проходили по такой запутанной цепочке, что следователи не могут точно указать, сумма какой конкретно организации ушла в оффшоры. Например, известно, что "Интеко" через ряд фирм осуществляла платежи в Алекскомбанк, но доказать, что именно ее доллары ушли в Науру, практически невозможно.
По словам Кудинова, они даже допросили Елену Батурину, впрочем, как и руководителей сотен других фирм, фигурировавших в деле. "На данный момент ни к Батуриной, ни к ее супругу мы никаких претензий не имеем", - заявил следователь. Во-вторых, как рассказал Алексей Кудинов, прокуратуре пока не удается найти тех, кто стоял за теми фирмами, через которые проходили аккумулированные суммы. Выяснилось, что все фирмы зарегистрированы на утерянные или поддельные паспорта.