Милонов и его коллеги сравнили с официальной статистикой данные обращения авторов законопроекта по борьбе с домашним насилием. Напомним, Оксана Пушкина, Ирина Роднина и Ольга Севастьянова просили вице-премьера Татьяну Голикову принять срочные меры из-за роста числа жалоб жертв домашнего насилия. Они отмечали, что в марте 2020 года количество звонков на всероссийский телефон доверия для женщин выросло на 24% по сравнению с февралем, число обращений в московский кризисный центр "Китеж" - на 15%, в красноярский - на 19%. Вице-премьер Голикова поручила МВД, Минздраву, Минтруду, Минюсту, Минкомсвязи и Роспечати изучить эту информацию и проработать введение мер, предложенных авторами обращения.
Виталий Милонов и другие авторы обращения к генпрокурору заявили, что данные о росте числа обращений с жалобами на домашнее насилие официально не подтверждены и полностью опровергаются официальной информацией МВД. Они ссылаются на статистические данные министерства, согласно которым в первом квартале 2020 года число преступлений в семейной сфере сократилось на 13%.
"В апреле 2020 года посягательств в сфере семейно-бытовых отношений зарегистрировано на 9% меньше, чем в апреле 2019 года, в том числе на 14,6% меньше фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 17,1% - вреда средней тяжести, на 3,3% - легкого вреда здоровью", - говорится в сообщении пресс-службы МВД, которое цитирует ТАСС. По итогам первого квартала 2020 года количество преступлений в семейной сфере сократилось на 13%, а их удельный вес в общей массе противоправных деяний составил 1,4%.
Депутаты считают, что распространение не совпадающих с официальной статистикой данных о росте домашнего насилия подпадает под статью КОАП "Злоупотребление свободой массовой информации". Они попросили Краснова оценить статистическую информацию о динамике внутрисемейных насильственных преступлений и "ее вольную интерпретацию СМИ", а также проверить законность распространения сведений, способных "сформировать недостоверную картину, порочащую институт семьи и брака".
Сама Оксана Пушкина расценила обращение к генеральному прокурору как своего рода донос и назвала коллег мракобесами, пишет РБК. Она напомнила, что о росте числа жалоб по поводу домашнего насилия говорила и омбудсмен Татьяна Москалькова, ссылавшаяся на данные НКО, согласно которым с 10 апреля количество подобных случаев выросло в 2,5 раза.
В связи с этим омбудсмен предложила дать возможность жертвам свободно посещать кризисные центры и органы внутренних дел в период самоизоляции. О росте вспышек домашнего насилия на фоне самоизоляции говорил и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. В некоторых странах, по его словам, число обращений женщин в службы поддержки возросло вдвое.
Что же касается статистики МВД РФ по домашнему насилию, то она несовершенна: Пушкина напомнила, что правительственная комиссия по профилактике правонарушений во главе с министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым настаивает на пересмотре методики сбора этих данных. Глава комитета Госдумы по регламенту Ольга Севастьянова назвала сокращение числа обращений в правоохранительные органы предсказуемым в условиях изоляции, когда жертва вынуждена постоянно находиться в одном помещении с агрессором.
Еще в ноябре прошлого года, рассматривая вопрос об убийствах, совершенных женщинами, которые подвергались домашнему насилию, правозащитники отмечали, что судьи, обвинители и даже сами адвокаты обычно склонны обвинять жертву в том, что она терпела насильственное обращение и сама довела ситуацию до трагической развязки. Более того, судьи не понимают, что такое насилие в семье, а в обществе женщины зачастую воспринимаются как собственность, что лишь поощряет насилие.