Однако официальный представитель японского правительства генсек кабинета министров Фукуда подтвердил сегодня, что Токио и Москва достигли договоренности о раздельных консультациях по поводу передачи Японии части спорных островов Курильской гряды - островов Шикотан и Хабомаи, - а также о судьбе двух других островов - Кунашира и Итурупа.
Тем самым Фукуда подтвердил заявление бывшего премьера Японии Мори. Он, как известно, сообщил, что в Иркутске в марте на российско-японской встрече в верхах эта схема в принципе была принята.
В связи с этим в МИДе отметили, что в российской дипломатической практике не принято публично комментировать содержание доверительных бесед на высшем уровне. В Москве исходят из того, что "поиск взаимоприемлемого решения должен основываться на взаимном сближении позиций, движении навстречу друг другу, отказе от односторонних, крайних подходов".
При этом, указали в департаменте, российская сторона руководствуется необходимостью неукоснительного соблюдения всего комплекса интересов России, включая ее суверенитет и территориальную целостность.
"Подтверждаем также, что, на наш взгляд, диалог по столь деликатной и чувствительной проблематике может быть действительно результативным, если вести его в спокойном, конструктивном ключе, в обстановке широкого поступательного развития двусторонних отношений в целом", - подчеркнули в МИД РФ.
В министерстве напомнили, что стороны договорились вести дальнейшие переговоры о заключении мирного договора на основе принятых до настоящего времени документов, включая Совместную декларацию СССР и Японии 1956 года. Она предусматривает согласие бывшего СССР на передачу Японии двух островов Малой Курильской гряды (Шикотана и Хабомаи) после заключения мирного договора.
Декларация была охарактеризована как "базовый юридический документ, положивший начало процессу переговоров о заключении мирного договора после восстановления дипломатических отношений между двумя странами". В департаменте отметили, что Россия как государство-правопреемник СССР должна выполнять его обязательства.
Реальность такова, что стороны по-разному трактуют положение Совместной декларации 1956 года, касающееся судьбы островов Малой Курильской гряды, отметили в российском МИДе. Для выхода же на единообразное понимание этого пункта необходима дополнительная работа экспертов двух государств. Соответствующие консультации будут проведены в надлежащее время, подчеркнули в департаменте.
В свою очередь новый премьер Японии Дзюнъитиро Коэдзуми и новый глава МИД Макико Танака в последние дни неоднократно подчеркивали, что позиция Токио по проблеме территориального размежевания с Россией остается неизменной: Японии должны быть одновременно переданы все четыре острова Южных Курил. Коэдзуми также подчеркнул в своем недавнем выступлении в парламенте, что речь о передаче Японии только части островов может идти только в том случае, если Москва признает суверенитет Японии над всеми четырьмя островами Южных Курил.
Чтобы продолжить обсуждение проблемы спорных островов Дзюнъитиро Коэдзуми направил письмо Владимиру Путину - в нем он вновь поднимает вопрос о передаче всех четырех островов и напоминает, что Токио также не склонен рассматривать вариант первоочередного возврата только двух островов - Шикотана и Хабомаи.
В письме, направленном российскому президенту, новый глава кабинета министров Японии напоминает, что этот вопрос остается единственным препятствием для подписания полномасштабного мирного договора между двумя странами, сообщает токийская газета "Иомиури".
По сведениям японской прессы, письмо будет передано в ближайшее время главе российского государства через группу депутатов японского парламента, находящихся сейчас в Москве.
Сегодня с японской делегацией встретился председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Дмитрий Рогозин. Глава делегации, депутат палаты представителей Японии Муцудзуко Хироси, на встрече подчеркнул, что взаимоотношения России и Японии должны строиться на основе, выработанной предыдущими японскими правительствами. О послании премьер-министра Японии президенту России речь не шла, а сам Рогозин узнал об этом из сообщений СМИ уже после беседы с японскими парламентариями.