Официальный Токио говорит о другом - о том, что Москва и Токио договорились провести раздельные консультации о передаче Японии островов Шикотан и Хабомаи, а также о судьбе двух других островов Южно-Курильской гряды - Кунашира и Итурупа.
Как передает РИА "Новости", новый японский премьер-министр и назначенная им на пост главы МИДа Макико Танака неоднократно подчеркивали, что позиция Токио по проблеме территориального размежевания с Россией остается неизменной: Японии должны быть одновременно переданы все 4 острова Южных Курил. Коидзуми также подчеркнул в своем недавнем выступлении в парламенте, что речь о передаче Японии только части островов может идти только в том случае, если Москва признает суверенитет Японии над всеми 4 островами Южных Курил.
Подтверждая эту позицию, премьер-министр сегодня отметил, что не допустит ситуацию, при которой "не будет ясно определена принадлежность 2 островов после первоочередной передачи Японии 2 других островов". "Такого рода ситуация не имеет ничего общего с тезисом о первоочередной передаче 2 островов, и мне хотелось бы, чтобы такой ошибки никто не делал", - сказал глава правительства.
Как сообщила газета "Иомиури", Коидзуми направил президенту России Владимиру Путину послание с предложением обсудить вопрос о заключении двустороннего мирного договора и Южных Курилах, которое будет вскоре передано главе российского государства через группу находящихся сейчас в Москве депутатов парламента Японии. "Представляется необходимым обменяться мнениями по вопросу о заключении российско-японского мирного договора на основе разрешения проблемы 4 северных островов", - говорится в послании.
Новый премьер-министр Японии Коидзуми считает определение принадлежности 4 островов главным условием заключения мирного договора, который стороны не могут подписать из-за территориального спора.
Между тем в российском МИДе подчеркивают, что Россия не давала согласия вести раздельные консультации, и вновь ссылаются на Совместную декларацию СССР и Японии от 1956 года. Она предусматривает согласие СССР на передачу островов Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора. На Смоленской площади также говорят, что стороны по-разному трактуют это положение декларации, поэтому необходима дополнительная работа экспертов. Однако в МИДе не могут назвать дату ближайшей встречи.
Между тем бывший министр иностранных дел РФ Андрей Козырев уверен, что в обозримом будущем Россия не пойдет на передачу Японии островов Южно-Курильской гряды. Об этом он заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы": "Политическая реальность в России и в ее внешней политике такова, что вопрос этот просто никто не будет обсуждать".
Козырев считает, что на саммите в Иркутске президент России Путин, скорей всего, пытался изложить позицию России по данной проблеме "в позитивной, дипломатичной форме", и теперь Япония пытается уточнить, что же стоит на самом деле за этим. По мнению Козырева, "Россия остается на старой позиции: острова не отдадим, а переговоры вести будем до седьмого пота". Кроме того, Козырев не исключает, что Япония пытается оказать давление на Россию, подняв вопрос о принадлежности Курил в преддверии встречи "большой восьмерки".
"Мирный договор с Японией в высшей степени нужен России", - заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" старший научный сотрудник Института востоковедения, специалист по Японии Владимир Еремин. Он напомнил, что со времени окончания Второй мировой войны Россия и Япония живут без всякого мирного договора. "После его заключения, действительно, будут открыты шлюзы для японского инвестирования в нашу экономику, и японцы будут серьезно сотрудничать с Россией в поднятии нашего экономического потенциала, в особенности наших дальневосточных и сибирских регионов".
Кроме того, полагает Еремин, "есть еще целый ряд ценностей", которые Россия приобретет в случае заключения такого договора. Прежде всего, "мы докажем всему миру, что мы действительно цивилизованное государство, которое в состоянии расстаться с тяжкими рудиментами прошлого", заметил он. Еремин также напомнил, что "российско-японская граница не является международно признанной: по результатам войны прохождение границы должно быть закреплено в мирном договоре".
По мнению Еремина, мирный договор с Японией должен быть сопровожден пакетом дополнительных соглашений, которые могли бы оговаривать практические вопросы разрешения территориального спора между двумя странами, например, права экономической деятельности России на островах и в их акватории, право свободного прохода российских судов через проливы между островами и так далее.
Кстати, сейчас в Москве находится делегация парламента Японии, и сегодня парламентарии встречались со спикером Госдумы Геннадием Селезневым. Он призывает не увязывать подписание мирного договора с проблемами территориального размежевания.
Из сегодняшней беседы с японской делегацией Геннадий Селезнев, по его словам, "понял, что они являются сторонниками многосторонних российско-японских отношений". На вопрос журналистов, как должна решаться проблема территориального размежевания, которую ставят японцы, Селезнев сказал, что "эта проблема должна решаться в контексте итогов Второй мировой войны".