Сотрудник информагентства Meduza Иван Голунов в эфире программы "Осторожно Собчак!" рассказал о возможных заказчиках фабрикации уголовного дела против него, а также назвал имя избившего его полицейского
АГН Москва
Сотрудник информагентства Meduza Иван Голунов в эфире программы "Осторожно Собчак!" рассказал о возможных заказчиках фабрикации уголовного дела против него, а также назвал имя избившего его полицейского.

По словам журналиста, одно из его предыдущих расследований было связано с бизнесом компаний по выдаче микрокредитов и некоторых банков. Голунов отметил, что из-за его публикации некоторые фигуранты расследования потеряли большие деньги. Однако прямых угроз от героев своего расследования журналист не получал.

Говоря о возможных заказчиках сфабрикованного против него уголовного дела, Голунов упомянул также свое расследование о ритуальных услугах и похоронном бизнесе, с которым были связаны глава управления ФСБ по Москве и Московской области Алексей Дорофеев и его помощник Марат Медоев. О них Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) опубликовал свое расследование, в котором говорится о связях семьи Медоевых с мэрией Москвы.

"Что-то из расследования Навального я не знал. Он назвал какую-то недвижимость Медоевых, о которой я не знал… Навальный почему-то сконцентрировался именно на Марате Медоеве - он тоже фигурирует в моем расследовании, но не только он", - сказал Голунов.

Он также ответил на вопрос ведущей о том, что существует версия о сыне главы МВД России Александре Колокольцеве, который, "защищая своего партнера по бизнесу", заказал дело против журналиста. По словам Голунова, в его расследовании действительно говорится и том, что Александр Колокольцев в партнерстве владеет бизнесом, "связанным с коррупционной схемой", но едва ли он был виновником фальсификации дела о распространении наркотиков, пишет "МБХ медиа".

"Основные герои работают в смежном ведомстве", ­ сказал Голунов.

Он добавил, что наверняка не знает, кто стоит за делом против него. Журналист упомянул лишь, что при работе над расследованием о похоронном бизнесе один из героев статьи сказал ему: "На кладбищах много свободных мест". Однако прямых угроз журналист не упомянул.

"Сейчас у меня есть опасения за собственную безопасность. Пока не очень понятна степень опасности… Но я бы очень хотел вернуться к своей прошлой жизни - ездить в метро и писать заметки", - заключил Голунов.

Журналист также назвал имя оперативника, который избил его после задержания по ложному обвинению - это Максим Уметбаев. По словам Голунова, полицейский дважды ударил его кулаком в висок, а потом наступил ногой на грудь, когда журналист упал и лежал на земле, пишет Meduza. Согласно показаниям, это произошло в наркодиспансере, куда Голунова привезли из УВД по ЗАО Москвы для медицинского освидетельствования.

Публикации о Максиме Уметбаеве встречаются в газете "Петровка, 38" и на сайте ГУ МВД по Москве. Там он называется полицейским в третьем поколении и оперативником с "неподдельной скромностью", который "неоднократно отличался при задержаниях преступников". Он добился различных спортивных успехов, а также занял в 2015 году второе место на конкурсе "Лучший полицейский Москвы".

Напомним, вечером 6 июня после того, как Иван Голунов успел дописать текст и отправить его редактору, он был задержан полицейскими. Следствие предъявило спецкору информагентства Meduza обвинение в покушении на сбыт наркотиков в крупном размере. Незаконные вещества обнаружили у него в рюкзаке (4 грамма метилэфедрона) и в квартире (5 граммов кокаина). При этом из опубликованных полицией девяти фотографий, якобы сделанных в квартире Голунова, на восьми запечатлены совершенно другие помещения.

Сам журналист утверждал, что наркотики ему подбросили. Голунов известен острыми расследованиями коррупции среди столичных и федеральных чиновников. В "Медузе" сочли, что задержание и дело против Голунова - реакция на новое расследование, посвященное рынку похоронного бизнеса в Москве, который контролируют сотрудники ФСБ. В последние месяцы журналисту поступали угрозы в связи с этим.

Поздно вечером 8 июня Никулинский суд Москвы постановил отправить Голунова под домашний арест, вопреки ходатайству следствия и прокурора, просивших для журналиста два месяца ареста. Обвинение настаивало, что у Голунова есть загранпаспорт, и он живет не по месту регистрации, а следовательно "может скрыться".

Голунову было запрещено выходить за пределы помещения, общаться с лицами, проходящими по делу, и использовать средства связи. Защита корреспондента решила обжаловать условия его задержания в Европейском суде по правам человека.

Задержание журналиста вызвало широкий общественный резонанс. Коллеги Голунова провели пикеты у здания ГУ МВД по Москве на Петровке, 38 с требованием освободить его. Вечером 11 июня глава МВД Владимир Колокольцев объявил о прекращении уголовного преследования журналиста "в связи с недоказанностью его причастности к преступлению". Министр также ходатайствовал перед президентом Путиным об отстранении от должности генерал-майора полиции Юрия Девяткина и генерал-майора полиции Андрея Пучкова. Девяткин руководил "антинаркотическим" управлением ГУВД Москвы, а Пучков - столичным УВД по ЗАО, сотрудники которого и задерживали Голунова. Путин впоследствии уволил обоих генералов.

Тем не менее, в праздничный день 12 июня, в День России, тысячи людей вышли на несанкционированный марш в столице, чтобы поддержать уже освобожденного журналиста и потребовать наказания для тех, кто стоит за его преследованием. Акция протеста обернулась жесткими задержаниями. Всего в полицейских участках оказалось почти 550 человек. В мэрии отказ санкционировать акцию объясняли тем, что шествие по центру города "неопределенного количества участников создаст дискомфорт для жителей и гостей столицы, а также ощутимые проблемы в плане обеспечения общественной безопасности". При этом власти санкционировали митинг 16 июня в поддержку Голунова, организаторами которого выступили функционеры журналистских объединений.