Председатель Совета Михаил Федотов направил председателю ВС Вячеславу Лебедеву письмо, в котором содержится просьба включить в план работы Пленума ВС РФ изучение судебной практики применения закона об "иностранных агентах". "Сохраняющаяся правовая неопределенность таких понятий, как "политическая деятельность", "получение денежных средств" и так далее, а также отсутствие единого подхода к их толкованию не только породили многочисленные противоречия в правоприменительной практике, но и во многом оставили их разрешение на усмотрение Минюста России, прокуратуры, а в конечном счете - судов", - указал глава СПЧ.
В письме, копия которого размещена на сайте СПЧ, говорится, что с начала работы закона в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов, были включены 78 организаций, причем только две сделали это добровольно. При этом "едва ли не все случаи внесения НКО в реестр так называемых "иностранных агентов" порождали обращения в суд", подчеркнул Федотов.
По его словам, судебные процессы "показали не только профессиональному юридическому сообществу, но и гражданскому обществу в целом наличие серьезных недостатков в механизме правового регулирования в данной сфере", - отмечается в письме.
Федотов напомнил, что президент России Владимир Путин "неоднократно указывал" на необходимость корректировки закона. Но до сих пор не устранены противоречия в толковании таких понятий, как "политическая деятельность" и "получение денежных средств". По словам правозащитника, среди принудительно включенных в "черный список" НКО есть организации, которые занимаются поддержкой науки, экологией, социальной защитой граждан, а не политикой. "Политической" были почему-то названы природоохранная деятельность, проведение научных исследований и деятельность в области охраны здоровья, и даже членство в СПЧ.
Понятие "иностранный агент" было внесено в резонансный закон об НКО, принятый в 2012 году. Он обязывает все некоммерческие организации, получающие денежные средства из-за рубежа и принимающие участие в политической деятельности, регистрироваться в качестве "иноагентов". "Злостное уклонение" от предоставления документов для включения в реестр карается либо штрафом в размере до 300 тыс. рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
При этом иностранным агентом стал, например, Сахаровский центр, который занимается просвещением, сохранением исторической памяти и поддержкой общественной дискуссии. В реестр внесли также ассоциацию "Голос": иностранным финансированием сочли денежную премию, от которой в организации отказались. Кроме того, в список неожиданно попал фонд "Династия", который занимался поддержкой молодых талантов, а финансировался из личных денег мецената Дмитрия Зимина. СПЧ потребовал снять с фонда "Династия" этот "оскорбительный ярлык".
Также "иностранными агентами" были признаны такие известные НКО, как движение "За права человека", "Юристы за конституционные права и свободы", "Солдатские матери Санкт-Петербурга", "Пермь-36".
При этом до недавнего времени было невозможно выйти из списка "иноагентов". Закон, который позволил это делать, появился в феврале 2015 года. Согласно документу НКО может быть исключена из реестра иностранных агентов в том случае, если в течение года, предшествовавшего написанию заявления о выходе, не получала деньги "и иное имущество" из-за рубежа и (или) не занималась политической деятельностью. Для организаций, которые будут включены в список иностранных агентов повторно, процедуру исключения предлагается усложнить. При этом правозащитники критиковали законопроект, отметив, что в нем не предусмотрено возможностей выхода из реестра для тех организаций, которые попадут в список третий или четвертый раз.
Недавно власти России огласили список "нежелательных" организаций. В июне вступил в силу закон, который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус "нежелательных в России" и запрещать им работу в стране, если они представляют угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства.
Ранее Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и Министерство юстиции выступили с предложением отказаться от вызвавшего шквал критики закона о некоммерческих организациях, поскольку в нем нет необходимости.