Татарстан, 10 июля 2011 года
МВД по Республике Татарстан
После катастрофы теплохода "Булгария", унесшей свыше ста жизней, по-прежнему неясно, будут ли наказаны капитаны двух судов, прошедших мимо места крушения. Поначалу на них гневно обрушились и чиновники, и общественность. Однако новые подробности, свидетельства участников спасательной операции и мнения экспертов показывают, что в этом деле все далеко не однозначно. Возможно, два капитана ни в чем не виноваты.

Когда 10 июля "Булгария" затонула в Куйбышевском водохранилище, мимо выплывших на поверхность людей прошли сухогруз "Арбат", принадлежащий астраханской компании-банкроту "Скал-АПК", а также буксир-толкач "Дунайский-66" казанской фирмы "Основа - Строительные Ресурсы". Выжившие пассажиры "Булгарии" пытались подать "Арбату" сигнал: один из людей снял майку, ее привязали к веслу и начали махать импровизированным флагом в воздухе. Но сухогруз все равно ушел вверх по Волге. Затем в том же направлении проследовал "Дунайский-66" с двумя баржами.

Капитан буксира в своем рапорте, текст которого накануне опубликовали в газете, сообщил: он не мог быстро отцепить баржи и развернуться, чтобы прийти на помощь, но сообщил о крушении по радиосвязи. Более того, капитан уже спешившего к месту катастрофы туристического судна "Арабелла" Роман Лизалин велел "Дунайскому-66" не вмешиваться в происходящее, чтобы не затруднить спасательную операцию, а двигаться дальше.

Сам Лизалин подтвердил в интервью, что команда буксира ни в чем не виновата. "Он, конечно же, пытался оказать помощь, стал останавливать движение, - заверил капитан "Арабеллы". - Он запросил меня, хотя в той ситуации я, наоборот, попросил его отойти с места аварии, потому что он мог затруднить нам поисковую операцию. И потом, из-за низких маневренных качеств того судна это все происходило бы очень медленно. Уже могла и не понадобиться его помощь, потому что мы быстро, оперативно подняли всех из воды, а он к тому моменту еще и шлюпки не успел бы спустить".

Капитан "Арабеллы" и эксперты согласны: остановить судно - "это целая история"

В беседе с "Московским комсомольцем" Лизалин высказался и по поводу действий капитана второго судна - сухогруза: "Арбат" шел сильно впереди нас, он лишь просматривался в бинокль. Возможно, крушение "Булгарии" произошло уже за ним, и он его просто не заметил". "Хотя если видел и пошел дальше, это, конечно, преступление, - признал капитан. - "Дунайский-66" был ближе и, подчеркиваю, предпринял попытки оказать помощь... Я ему лично передал, чтобы он отошел в сторону, потому что мое судно могло действовать гораздо быстрее, а буксир бы только мешался".

"Во-первых, суда могли действительно не заметить крушения "Булгарии", - соглашается главный редактор журнала "Корабел" Николай Ивакин. - Во-вторых, остановить плавсредство на воде - целая история. Даже у автомобиля есть тормозной путь. Огромный груженый буксир тормозил бы километра 3-4. А вот передать информацию о крушении по радио они были обязаны и, думаю, так и поступили. Это максимум в такой ситуации. Ведь эти два судна могли и сами сесть на мель, сбиться с фарватера".

В интернете многие сразу после катастрофы требовали максимально сурово наказать двух капитанов. "Циники, нравственные уроды и моральные импотенты", - так или похожим образом о них отзывались многие интернет-пользователи на форумах и в блогах, услышав про брошенных в беде людей.

Но вскоре в Сети развернулась ответная кампания - в защиту речников. Блоггер Иван Бескудников (takedzo-smm), который сам ходил на аналогичных судах, написал: "Меня буквально до зубовного скрежета бесят сетевые хомяки-идиоты, с умным видом и большим пафосом рассуждают о вине капитанов с двух судов (танкер и толкач-баржа), проходивших мимо места катастрофы и не оказавших помощь потерпевшим людям".

"Для организации помощи в спасательных работах танкеру необходимо сбавить ход, отправить часть экипажа к месту трагедии, необходимо безопасно для других судов встать на якорь или поддерживать нулевую скорость машинами (в зависимости от того, куда он шел, вверх или вниз). А без части экипажа сделать это невозможно, - объясняет takedzo-smm. - Толкачу с баржей еще труднее оказывать помощь в спасательных работах".

В то же время Бескудников вспоминает слова о том, что выживших после затопления "Булгарии" якобы снимали на телефоны пассажиры теплохода "Метеор", проходившего мимо (напомним, об этом рассказала аниматор "Арабеллы" Светлана Алексеева агентству "Татар-Информ"). "Пассажиры "Метеора", фотографирующие и снимающие на видео потерпевших бедствие людей - уроды и нелюди, - соглашается автор заметки. - Но! От**битесь уже от капитанов! Они вообще не при делах".

Как бы то ни было, против капитанов сухогруза и буксира по распоряжению главы Следственного комитета России уже возбудили уголовные дела. Их действия могут быть квалифицированы по статье 270 УК РФ - "Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие". Обоим грозят крупные штрафы или лишение свободы на срок до двух лет. Имена капитанов при этом не называются.

А еще до возбуждения уголовного дела вполне в духе возмутивших блоггера-речника "сетевых хомяков" выступил министр транспорта Игорь Левитин, гневно осудивший капитанов буксира и сухогруза. "Причины, что они якобы не могли подойти, изменить курс и так далее, в этой ситуации не работают. Мы примем все необходимые меры законодательного порядка к тому, чтобы с этими капитанами поступить очень сурово", - пообещал глава Минтранса РФ.

Пассажир "Арабеллы": "Они могли бы попытаться, это нужно было сделать"

И хотя постфактум вина капитанов "Арбата" и "Дунайского-66" уже не кажется столь очевидной, некоторые участники трагических событий на Волге продолжают считать, что эти люди поступили аморально.

"Мы видели, два корабля прошли навстречу нашему кораблю, - рассказал пассажир "Арабеллы" Николай Лаптев в интервью "Русской службе новостей". - Они не останавливались там, насколько я понимаю. Спасательную операцию проводил именно экипаж корабля "Арабелла".

"На мой взгляд, я не специалист, кто раньше, кто увидит, они могли бы попытаться это сделать, это нужно было сделать, - заявил Лаптев. - Раз они проходили мимо на встречном движении, они не могли не видеть этих ботов! Этого невозможно не видеть".