"Российско-американские отношения складываются трудно, и в этом году они ухудшились, - отмечает Федор Лукьянов. - В последние дни крупные подвижки произошли в ведущихся уже более десяти лет переговорах о вступлении России в ВТО, и о согласии в этом вопросе может быть объявлено уже сегодня: такую надежду выражали вчера обе стороны. Достижение этого согласия потребовало целого ряда уступок со стороны США. В частности, они, судя по всему, уступили русским, отказывавшим иностранным банкам в открытии своих филиалов в России".
В свою очередь, на этой неделе США порадовались тому, что Россия заняла более жесткую позицию по Ирану: будучи сама участницей иранской мирной ядерной программы, она в среду согласилась на созыв Совета Безопасности ООН, чтобы заставить Тегеран приостановить работы по обогащению урана.
Но, как отмечает вице-президент Института национальной безопасности Владимир Кумачев, "несмотря на все усилия по поиску точек соприкосновения, отношения между Россией и США пока не пришли в норму. Ибо Россия начала подниматься, защищать свои позиции, а это едва ли отвечает американским гегемонистским воззрениям".
Выражая мнение, широко распространенное в коридорах российской власти, аналитик продолжает: "Запад предпочел бы, чтобы Россия подчинялась его приказам, как это было в 90-е годы, и таким образом служила буфером между Севером и Югом", передает Liberation. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
Два других спора грозят отрицательно сказаться на российско-американских отношениях. "В значительной части нынешняя внешняя политика России, в частности, затягивание иранского кризиса, направлена прежде всего на поддержание максимально высоких цен на нефть, а это совсем не в интересах США", – отмечает другой российский аналитик.
Российские руководители путинского поколения, учившиеся в советских школах, с яростью наблюдают за "продвижением" США по их бывшей империи: принятие в НАТО "братских" стран, "насаждение" прозападных режимов в результате "демократических революций" в Грузии и на Украине, наконец, финансирование нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, идущего в обход России.
По всем этим причинам громкие заявления о дружбе, которых на встрече Буша и Путина будет много, нужно будет воспринимать с большой долей условности. К тому же для России, лихорадочно ищущей международного признания, уже то, что она не боится США, является признаком вновь обретенного величия.
Между тем Владимир Путин, который в качестве прелюдии к открывающемуся в субботу саммиту "восьмерки", принимает в пятницу в Санкт-Петербурге Джорджа Буша, держится очень бодро. В серии недавних интервью, одно из которых он дал американской телерадиокомпании NBC, российский президент, в частности, заявил, что сам он был избран прямым и тайным голосованием всего населения, в то время как американский президент избирается не напрямую.
Кроме того, подчеркнул Путин, США "несут ответственность" за гибель российских дипломатов, недавно похищенных и убитых в Ираке, но, несмотря на все это, он считает Джорджа Буша своим "другом". При этом в мае в послании Федеральному Собранию РФ он назвал США "товарищем волком", который "кушает и никого не слушает".
Раздающаяся на Западе, в том числе в США, критика по поводу отката демократии в России - это "рудимент мышления холодной войны", и ее цель - "нанести вред" России, добавил Путин. Не оставшись в долгу, Джордж Буш накануне повторил, что он собирается поговорить с Путиным о важности демократии и будет "тверд" в этом вопросе.